Заголовок сообщения: Категория недели в системе англосаксонского яз.календаря
Добавлено: 13 дек 2014, 15:32
Администратор
Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26 Сообщений: 44087 Откуда: из загадочной страны:) Медали: 66 Cпасибо сказано: 9929 Спасибо получено: 101837 раз в 28405 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943
Категория недели в системе англосаксонского языческого календаря
Древний языческий календарь, которым англосаксы пользовались на протяжении столетий, с принятием христианства был вытеснен юлианской системой летоисчисления. Реконструировать его основные категории позволяет фундаментальный труд Бэды Достопочтенного (673–735) «De Temporum Ratione» («О счете времени»), работа над которым была завершена им в 725 г. [1].
Основанной единицей измерения циклического времени был год, состоявший из восьми одинарных 28-дневных и двух двойных 56-дневных лунных месяцев; кроме того, каждый третий год добавлялся один дополнительный тринадцатый месяц. Год делился на два сезона — «лето» (примерно с конца декабря по конец июня) и «зиму» (с конца июня по конец декабря). Временные категории, соответствующие современным понятиям «весна» и «осень» отсутствовали.
Годы объединялись в 19-летние циклы1; в свою очередь совокупность девятнадцати таких циклов (361 год) составляла полный цикл мифологического времени, завершавшийся битвой богов с хтоническими чудовищами и гибелью мира. Последний год каждого 19-летнего цикла мыслился как прообраз года грядущей мировой катастрофы, одновременно предвещающий и героические, и трагические события.2
Месяц делился на четыре недели; сутки начинались и заканчивались в момент заката солнца. Первые (Sunnandaeg) и вторые (Monnandaeg) сутки каждой недели были посвящены архаическим общеиндоевропейским астральным божествам (Солнцу <*s(a)uel-n-> и Месяцу <*me-n-s> соответственно); третьи (Tiwesdaeg), четвертые (Wodnesdaeg), пятые (Thunresdaeg) — англосаксонским богам войны (соответственно Тиву [Тиру], Водену и Тюнору), шестые (Frigesdaeg) — англосаксонской богине Фриг, седьмые (Sæterdaeg) — Сатурну, божеству римского происхождения.
Эти англосаксонские номинации компонентов недели, связанные с языческими божествами, оказались весьма устойчивыми и легли в основу названий дней недели в современном английском языке:
Сутки в древнеанглийском календаре состояли из двух частей — ночи (niht), длившейся от заката до восхода, и дня (daeg), продолжавшегося от восхода до заката; временные категории, соответствующие современным понятиям «утро» и «вечер» отсутствовали. Каждому божеству были посвящены 2 периода недели (ночь и день), следовавшие друг за другом; общий счет времени осуществлялся не по дням, а по ночам.
В целом система этого 14-компонентного недельного цикла в сопоставлении с современной может быть описана следующим образом:
Характер наименований дней древнеанглийской недели обнаруживает четкие параллели с номинациями дней недели в римском календаре:
Беда Достопочтенный усматривает здесь прямое влияние латинской культуры; вслед за ним многие авторы полагают, что сама семидневная неделя как таковая — сравнительно поздний элемент традиционных календарей германских народов, заимствованный ими у их южных соседей. Согласно этой точке зрения, древние англосаксы в целом приняли римскую неделю и лишь заменили в наименованиях дней античных богов (кроме Сатурна3) на наиболее почитаемых из местных.
При данной трактовке логика соотнесения этих мифологем может быть описана следующим образом. Тив и Марс обнаруживают ряд важных функциональных параллелей как боги войны. Воден схож с Меркурием4 высоким интеллектом, хитростью и причастностью к тайным знаниям. Тюнор и Юпитер сопоставимы как персонажи, обладающие наибольшей среди всех богов мощью и силой. Фриг и Венера — прекраснейшие из богинь своих пантеонов.
В то же время астрономические объекты, связь с которыми обнаруживают соответствующие дни недели в англосаксонском и римском календарях, не вполне совпадают. В римском варианте это Солнце, Луна и пять планет солнечной системы, доступные наблюдению невооруженным глазом и, вследствие этого, известные с древнейших времен (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). В англосаксонском варианте это Солнце, Луна, две планеты (Венера и Сатурн), две звезды (Полярная и Сириус) и Млечный путь [6, 176]:
Некоторые исследователи [7], [8] ошибочно соотносят Вторник/Tiwesdaeg с планетой Марс, вероятно, вследствие схожести функций Тива и Марса как богов войны. В то же время фрагмент Англосаксонской рунической поэмы, посвященный «↑» — руне Тива, однозначно указывает на то, что это божество не только четко соотнесено с Полярной звездой, но и, возможно, вообще изначально мыслилось не как антропоморфный однорукий бог-воин, а непосредственно как данный астрономический объект.5
Возможно, изначально англосаксонская неделя состояла из 24 компонентов (14 дней и 14 ночей) и, таким образом, равнялась половине лунного месяца. На это, например, косвенно указывает наличие временной категории «fortnight» («четырнадцать ночей»), до сих пор сохранившейся в современном английском языке [10, 234].
Примечания
1 В античной традиции известные как «метоновы циклы», названные так по имени греческого ученого Метона, вычичслившего, что открывшего в 432 году до нашей эры, что в 19 солнечных годах содержится ровно 235 лунных месяцев [2, 16].
2 Так, например, гибель многих легендарных героев и правителей англосаксонской эпической традиции — Беовульфа, Оффы, Венделя — приходится именно на последний год 19-летнего цикла. Более того, общая продолжительность жизни героя обычно является кратной 19 (76 лет у Беовульфа, 19 лет у Венделя [3, 39], 57 лет у Оффы).
3 Сатурн — единственный из римских богов, воспринятый (хотя и в достаточно своеобразной христианизированной интерпретации) древнеанглийской культурной традицией. Реконструкция данной мифологемы возможна на основе диалогов «Salomon and Saturnus» («Соломон и Сатурн») [4] — памятника англосаксонской религиозной поэзии VI века.
4 А в еще большей степени — с соответствующим ему Гермесом Трисмегистом [5].
5
Tír biþ tána sum · healdeþ tréowa wel wiþ æþelingas · á biþ on færelde ofer nihta genipu, · næfre swíceþ [2, 99].
Список литературы
Beda Venerabilis. De Temporum Ratione. http://www.fh-augsburg.de/~harsch/Chron ... _rat0.html Майстров Л.Е. Рунические календари.// Историко-астрономические исследования. Вып. VIII. — М.: «Физматгиз», 1965. Orchard, A. Dictionary of Norse Myth and Legend. London: «Cassell», 1998. Alexander, M. The Earliest English Poems. A Bilingual Edition. California: «University of California Press», 1970. Davidson, H.R.E. Gods and Myths of Northern Europe. New York: «Penguin», 1990. Magnus O. A Description of Northern Peoples: 3 vols. London: «Hakluyt Society», 1996. Галь, Н. Слово живое и мертвое. Из опыта переводчика и редактора. М.: «Книга», 1987. Pennick, N. The Secret Lore of Runes and other Ancient Alphabets. London: «Rider», 1991. The Rune Poem. Verse Indeterminate Saxon. // http://www.georgetown.edu/labyrinth/lib ... s/a12.html The Cambridge history of the English language. Cambridge: «Cambridge University Press», 1992. ИСТОЧНИК - http://norse.ulver.com
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения