Клуб практиков • Просмотр темы - Божества планет
Текущее время: 24 авг 2019, 07:23


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Божества планет
Новое сообщениеДобавлено: 11 апр 2018, 07:52 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 27578
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 35
Cпасибо сказано: 6576
Спасибо получено:
70379 раз в 19410 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 16308

Добавить очки репутации
Божества планет

Ассоциации между божествами и семи классическими планетами вот уже более двух тысяч лет остаются неизменными. Сами названия планет происходят от имен древнеримских богов: Сол (Солнце), Меркурий, Венера, Луна (Луна), Марс, Юпитер и Сатурн. Большинство этих планетных божеств связаны друг с другом родственными отношениями. В это обширное семейство входят и боже-ства, впоследствии давшие имена планетам, расположен-ным за орбитой Сатурна, — Урану, Нептуну и Плутону. Ро-дословная их выглядит так:

Уран — отец Сатурна и Венеры.

Сатурн — отец Юпитера, Нептуна и Плутона.

Юпитер — отец Меркурия и Марса.

Интересно и значимо то, что два светила — Солнце и Луна (Сол и Луна) — были братом и сестрой и относились к другой ветви потомков Урана. В греческой мифологии им соответствуют титаны Гиперион и Тейя. Разграничение между пятью «настоящими» планетами и двумя светилами снова и снова подчеркивается в системе их соответствий.

В период экспансии Римской империи римляне ото-ждествили многих своих богов с божествами, почитавши-мися в более древней греческой культуре. В результате мно-гие качества древнегреческих божеств и связанные с ними мифы были перенесены на божеств римских, и ввиду этого более корректно утверждать, что планетные боги по своему происхождению — не строго римские, а греко-римские.

Но сама идея соотнесения божеств с семью классиче-скими планетами зародилась не у римлян и даже не у гре-ков. Углубившись в историю соответствий между плане-тами и богами, мы обнаружим аналогичную модель в еще более древней культуре — вавилонской. И, судя по всему, именно у вавилонян этот принцип заимствовали древние греки. Осмыслив качества вавилонских богов, связывав-шихся с семью планетами, греки приравняли их к боже-ствам своего собственного пантеона, обладавшим схожими свойствами и атрибутами. И если мы внимательно рассмо-трим свойства планетных божеств в трех последователь-ных культурах — вавилонской, греческой и римской, — то получим следующую таблицу:

Изображение

В общем виде работа с планетными божествами дает две возможности: можно черпать от божеств энергию для магических операций, а можно стремиться к тем возвы-шенным силам и способностям, которые воплощены в том или ином божестве. Оба эти подхода наглядно представле-ны в древнегреческих трактатах по магии. Первый из них, в соответствии с которым маг обращается к божеству за помощью в магических операциях, находит выражение в «Греческих магических папирусах». Признаки его можно различить и в других сочинениях, таких, например, как «Гомеровы гимны»: жрец приносит жертвы восхваляемому божеству в надежде на ответный дар — нисхождение боже-ственной энергии.

Второй подход выражен в теургических трактатах фи-лософа-неоплатоника Ямвлиха (ок. 245 — 325 н.э.). Ямвлих учил о восхождении души к совершенству через слияние с совершенными силами божеств: путем отождествления с различными божествами теург развивал и облагора-живал различные грани собственного «я». О гимнах, ос-нованных на этом подходе Ямвлих писал, что «подобное заклинание отнюдь не низводит бесстрастных и чистых к страстному и нечистому; напротив, оно делает нас <...>, чистыми и невозмутимыми».

Бог Солнца

В древнем Риме высоко чтили бога по имени Сол,что значит попросту «Солнце». Его называли Sol Invictus («Солнце Непобедимое»), и этот же эпитет иногда присва-ивался персидскому богу воинов Митре. Сол, как и Митра, иногда отождествлялся с греческими солнечными богами Аполлоном и Гелиосом, а также с египетским богом Солн-ца Ра и шумерским богом Солнца Шамашем. Сол считался братом богинь Луны и Авроры.

Солнечный бог — всевидящий, а потому и всеведущий владыка света и вечного светозарного пламени. Благодаря своей могучей порождающей силе он занимает верховное место во многих пантеонах: остальные божества вращают-ся вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Он изгоняет всё зло, озаряя своим сиянием самые темные и отдаленные пределы. Поэтому афиняне в древности называли Апол-лона «Алексикак» («Отвращающий зло»). Лучи солнечного света нередко уподоблялись золотым стрелам, и с этим связан еще один эпитет Аполлона — «Аркитененс» («Лучник»); этот бог изображался с луком и стрелами, а еще одной ил-люстрацией того же принципа служат стрелы свирепой египетской богини Сехмет. Сияние солнечного бога — сим-вол красоты, чистоты и честной добродетели мудрого пра-вителя дня, непобедимого и вечного.

Римский бог Сол изображался сидящим или стоящим на золотой колеснице, запряженной двумя львами или четырьмя золотыми конями, иногда крылатыми. На голо-ве у него — корона лучей, или же само лицо его сияет, как солнце. В правой руке бог держит скипетр — символ вла-сти. Кроме того, иногда его изображали с бичом в руке или с золотым луком и стрелами.

Гимн Солнцу

Внемли, блаженный, всезрящий, имущий всевечное око> Светоч небесный, о Гиперион, о титан златояркий, Неутомимый, себя породивший, отрада живущим!

Ты на востоке — родитель Зари, а на западе — Ночи,

Ор ты единственный сводишь, кружа на своей колеснице. Ты, о летящий со свистом, сияющий огненным ликом,

О колесничий, гонящий коней по извечному кругу, Благочестивых ко благам ведешь, нечестивым же — враг ты.

0 златолирник, твой бег водворяет гармонию в мире,

Дел указатель благих, о юноша, Ор воспитатель, Миродержатель, свирельник, бегущий огонь, кругоходец,

О плодоносный, дарующий жизнь, о Яэан пестровидныйу Года отец, незапятнанный, Зевс бессмертный и пылкий, Ясныйу сияющий всем! Ты —лшр обходящее око!

И на закате сияешь ты дивно своими лучами!

О справедливый, о влаголюбивый, владыка вселенной! Верности страж, вовеки всевышний, для всех ты подмога. Око самой справедливости, жизни ты свет, о возничий! Ты, подгоняя свистящим бичом колесницы четверку, Внемли мольбе, просияй для мистов приятною жизнью!

Бог Меркурия

Меркурий древнеримский Бог речи магии и торговли; предполагают, что имя его произошло от корня тегх, что значит «товар». Меркурий был сыном Юпитера и тита-ниды Майи. Когда ему исполнилось лишь несколько дней от роду, он смастерил первую в мире лиру, а вскоре показал себя и как искусного вора. С ним ассоциируются такие ка-чества, как озорство и вороватость. Меркурия отождест-вляли с греческим богом Гермесом, а также с египетским Тотом, фракийским Залмоксисом и шумерским богом-вестником Набу.

Как бог разума Меркурий — великий изобретатель, носитель вдохновения и врачеватель. Согласно одному из мифов, он изобрел письменность, наблюдая за очертани-ями стай летящих журавлей; с этим связано его прозвание «Герменевт» («Толкователь»). Кроме того, он покровитель-ствовал дипломатии и общению в целом. Меркурий — бог путешествий и психопомп, странник между мирами, а следователыю, бог пограничных пространств, привратник и посредник. В еще одной своей функции он — покрови-тель астрономии и астрологии, а также изобретатель кален-даря. И наконец, Меркурий считался богом собак, которые рассматривались как его священные животные.

Обычно Меркурия изображали в виде прекрасного юноши в крылатых сандалиях и крылатом шлеме (атрибу-тах, подчеркивающих его роль вестника богов), с кадуцеем и/или кошелем в руках, а также иногда в золотом крылатом плаще. Иногда он изображался и в обличье зрелого мужа с бородой.

Гимн Меркурию1

Слушай меня, о Гермес, сын Майи, о вестник Зевеса!

Сердце имущий всесильное, ты, состязаний блюститель, Смертных владыка, со множеством замыслов, Аргоубийца! О мужелюбец, в крылатых сандалиях, слов прорицатель,

В радость тебе и борьба, и обман, и коварство, о хитрый,

0 толкователь всего, беззаботный, о выгод даритель,

Ты, безупречный, и мира защиту в руках своих держишь, О Корикиец, пособник, пестры твои хитрые речи,

В деле помощник, о друг для людей в безвыходных бедах,

Ты — языка величайшая сила, столь чтимая в людях, Внемли и жизни моей благое пошли окончанье —

Быть на ногах, в наслажденьях ума и в памяти твердой.


Богиня Венеры

Венера - римская богиня любви и садов, отождест-вленная с греческой богиней любви Афродитой. Ее имя мо-жет означать «любовь», «красота» или «вожделение». Она отождествлялась также с шумерской Иштар, египетской богиней-коровой Хатхор и ассирийской Астартой. О ее рождении повествуют два различных мифа: согласно одно-му из них, Венера родилась из капель крови оскопленного Урана, упавших в Океан, а согласно другому — от союза Юпитера и богини Дионы. У Венеры было много эпитетов: Амика («Подруга»), Аурея («Золотая»), Келестис («Небес-ная»), Феликс («Счастливая»), Генетрикс («Мать») и другие. В ипостаси Венеры Виктрикс («Победоносной») она изобра-жалась в шлеме и/или со щитом в руке.

Венера — покровительница всего, что связано с любо-вью: красоты, желания, удовольствия, а также любовных песен и стихов. Кроме того, она — богиня деторождения как естественного следствия физической любви. Как об-ладательница магического пояса, внушавшего непреодолимое желание, Венера олицетворяет космическую силу влечения — дополнение и противовес силы отвращения (или раздора). Только три богини во всем пантеоне не были подвластны ее могуществу: Диана, Минерва и Веста (или их греческие эквиваленты — Артемида, Афина и Гестия).

Венеру изображали в виде прекрасной обнаженной женщины, иногда — с пламенеющим сердцем в руке. На не-которых изображениях ей сопутствуют птицы или крыла-тый божок Эрот, вооруженный луком и стрелами. Птицы вообще ассоциировались с ней очень тесно; иногда Венеру изображали летящей верхом на гусе или лебеде или же мча-щейся по воздуху на колеснице, запряженной голубями. По морю она путешествовала в огромной раковине, кото-рую влекли по волнам тритоны.

Гимн Венере

0 Афродита Урания, многовоспетая в гимнах, Морерожденная, с вечной улыбкой, о матерь богиня! Празднества любы ночные тебе, полуночнице славной, Матерь Анаши, плетущая хитрости, всесопрягатель,

Три мироздания части ты в тесном сплотила союзе,

Ты, на земле породившая все и в небе высоком,

Также и в глубях морских, — о почтенная, с Вакхом ты рядом, Свадьбы любя, посылаешь ты браки, о матерь Эротов,

С радостью к ложу склоняешь, о тайная, даришь услады,

Хоть не видна ты, неявна. Прекрасная, славного рода, Свадебных пиршеств богиня, о волчья, богов повелитель, Жизнедарящая, о мужелюбица, род продлеваешь,

О вожделенная, узами смертных незримо связуешь,

Равно и племя зверей, любви вызывая влеченье, Кипророжденная, божьего рода, бываешь повсюду, —

Ты на Олимпе, богиня царица, сияешь красою,

Или в уделе сирийском своем, ароматами полном,

Иль золотая твоя колесница в равнинах Египта Путь к омовению держит, дарящему многие жизни,

Или над гладью морской ты летишь в лебединой повозке,

С радостью видя чудовищ морских хороводные пляски, ИлиуДия в земле синеглазце нимфы фиады Тешат, богиня, тебя на отмелях пляскою легкой,

Иль пребываешь, царица, на Кипре — твоя колыбель он,

Там незамужние девы-невесты тебя ежегодно

Гимном святым прославляют с бессмертным Адонисом чистым.

Где б ни была ты — гряди, о богиня, твой вид столь отраден! С чистой душой призываю тебя и святыми словами!

Богиня Луны

Римская богиня Луны носила имя «Луна». Она была сестрой Гелиоса и Авроры («Зари»), дочерью титанов Тейи («Зоркой») и Гипериона («Идущего вверху»). Иногда ее ото-ждествляли с другими богинями из греческого и римского пантеонов — Дианой, Артемидой, Селеной и Гекатой, — а также с фракийской богиней Бендидой. Луне поклоня-лись с древних времен, но она довольно рано слилась с дру-гими лунными богинями, а потому о ней известно не так уж много.

Луна — богиня рождения и роста растений и живот-ных. Ее чтили как светоч, разгоняющий ночную тьму, и как зеркало приливов и отливов, отражающихся в смене ее фаз. Она считалась защитницей тех, кто путешествует ночью, будь то по морю или посуху. Кроме того, ей поклонялись как богине, распределяющей судьбы, и великой кормилице, по доброте своей питающей все человечество.

Луна изображалась как прекрасная обнаженная или полуобнаженная женщина, стоящая на полумесяце и держащая факел в левой руке. На некоторых изображениях она крылата; чело ее украшает полумесяц, а голову окружа-ет венец из звезд. Иногда она едет верхом на олене или быке, а иногда — в серебряной колеснице, влекомой двумя или четырьмя крылатыми конями или же упряжкой волов.

Гимн Луне1

Внемли, богиня, царица Селена, дарящая светом!

С рожками бычьими Месяц, бродящий в ночи небожитель!

В факелах шествий ночных, о Луна, благозвездная дева,

То ты полнеешь, то таешь, и женщина ты, и мужчина,

О конелюбица, о плодоносная, матерь ты году,

Грустное ночи светило, блестящая, вся из электра,

Ты, о бессонная, ты, о всезрящая, в звездном уборе,

В радость тебе — тишина и счастье благого удела, Прелестью блещешь, носящая рожки, ночи украшенье,

В пеплосе тонком ты кружишь, всемудрая звездная дева, Ныне, блаженная, добрая, в свете своем благозвездном,

В полном сиянье явись, храня неофитов, о дева!

Бог Марса

Марс - римский Бог, сын Юпитера и Юноны, Первоначально он был земледельческим божеством, но впоследствии ему стали поклоняться как богу войны. Имя его, вероятно, происходит от имени этрусского бога земледелия — Мариса. Священным животным Марса считался волк, и эта ассоциация ярко проявлена в легенде о сыновьях Марса — Ромуле и Реме, которых вскормила волчица. В честь Марса получил свое название месяц март. У этого бога было множество эпитетов, характеризующих различные стороны его природы: Август («Царственный»), Консерватор («Хранитель»), Милитар («Военный»), Паки-фер («Миротворец»), Патер («Отец»), Ультор («Мститель») и Виктор («Победитель»).

Марс — бог всех качеств, связанных с войной и кон-фликтами, таких как гнев, отвага, сила, кровожадность, на-силие, трусость, страх и ужас. Его почитали и как защитни-ка, и как разрушителя городов.

Изображают Марса в облике могучего воина, увен-чанного шлемом, обнаженного или облаченного в римские доспехи поверх короткой кожаной туники. В правой руке он держит меч, а в левой — щит. Иногда он скачет верхом на льве, стоит рядом со львом или едет на колеснице, запря-женной львами или огнедышащими конями.

Гимн Марсу1

О некрушимый, о духом огромный, о силой великий Демон, оружья любитель, кого победить невозможно, Смертных людей истребитель и стен городских

сокрушитель,

В громе доспехов, владыка Арей, обагренный убийством,

В месиве боя ужасный, ликуешь от пролитой крови,

Грубый, лишь меч и копье для распрей тебе вожделенны, Дикую злобу уйми и труд отложи душегубный!

Лучше согласно кивни на желанье Киприды, сменяя Подвиг оружья на шутки Лиея, на дело Деметры,

Мира, что счастьем дарит и пестует юность, возжаждав!

Бог Юпитера

Юпитер - бог, повелевавший громом и молнией. Это первое 60־ жество капитолийской триады (в которую входили также Юнона и Минерва). Имя его означает «бог отец». С Юпи-тером отождествлялись верховные божества других пан-теонов: греческий Зевс, египетский Амон, сирийский До-лихен. Священными животными Юпитера считались бык и орел.

Юпитер — бог погоды, судьбы, закона и порядка. Из всех планетных богов он — самый искусный в смене обличий: мифы повествуют о том, как Юпитер принимал образы различных животных, чтобы соблазнять смерт-ных женщин и нимф, от которых у него нередко рождались дети-полубоги. Как и положено богу отцу, по количеству детей он превзошел всех прочих божеств пантеона. Юпи-тер ассоциировался со здоровьем, бодростью и радостью жизни; от Jovis, родительного падежа его латинского имени, происходит слово «жовиальный». Греческий эквивалент Юпитера, Зевс, покровительствовал играм; Олимпийские игры проводили в его честь.

Юпитера изображали как царственного бородатого мужчину в полном расцвете сил, нередко с перуном, ски-петром или копьем в руке, а иногда — с патерой (блюдом для жертвоприношений). На некоторых изображениях Юпитер восседает на орле, грифоне или крылатом олене. Из растений ему был посвящен дуб, поэтому иногда Юпи-гера изображали в венке из дубовых листьев.

Гимн Юпитеру1

О многочтимый Зевес, о Зевес, негубимый вовеки,

Ты нам — свидетель, ты — наш избавитель, ты —

наши молитвы!

С помощью, царь наш, твоей головы на свет появились Матерь богиня земля и гор вознесенные кручи.

Море и прочее все, что под небом широким воздвиглось.

О скиптродержец Кронид, извергатель, могучий душою, Всепородитель, начало всего и всему завершенье!

Недр сотрясатель, ты все насаждаешь, растишь, очищаешь, Зевс всетворящий, хозяин перуна, и грома, и молний,

Мне, многовидный, внемли, подай беспорочное здравье,

Мир, что для нас — божество, и славу богатства честного!

Бог Сатурна


Сатурн древнеримский Бог, который правил миром, в «золотой век» человечества, когда все живое пребывало в гармонии. Его почитали как покровителя земледелия: само его имя переводится как «Сеятель». Сатурн был сы-ном Урана (которого сверг с престола) и отцом Юпитера (который впоследствии сверг самого Сатурна). Его ото-ждествляли с греческим Кроносом и переносили на него соответствующие мифы.

Сатурн — мудрый бог времени. Он способен и возвы-тать человеческие помыслы, и угнетать дух, а потому его ассоциируют как с сохранением, так и с разрушением, как со вдохновением, так и с меланхолией. В древности он носил эпитет «Кайл» или «Койл», что значит «Небесный». После низвержения с престола он стал царствовать на Островах Блаженных — в райской загробной обители героев. Гово-рили, будто в «золотом веке» мед сам собою стекал с дере-вьев, и потому мед считался священным яством Сатурна.

Сатурна изображают в виде крепкого бородатого стар-ца с короной на голове и косой или серпом в руке. Иногда он едет верхом на крылатом венценосном драконе, а иногда держит в другой руке песочные часы.

Гимн Сатурну

Пышущий пламенем отне мужей и богов всеблаженных,

В мыслях изменчивый, ты, о Титан незапятнанный, мощный! Все истребляя, ты снова растишь, умножая, и держишь Несокрушимые цепи всего бесконечного мира. Крон-всеродитель всевечный, вещатель коварных глаголов, Отпрыск богини Земли и звездами полного Неба,

Младших родитель богов, о Реи супруг, Промыслитель, Родоначальник, живущий в любом уголке мирозданья, Хитролукавый умом! Услышь умоляющий голос,

Жизни счастливой пошли, о благой, благую кончину!

Рэнкин Дэвид, д'Эсте Сорита. Практическая магия планет: магия четырех стихий в западной мистериальной традиции. / Дэвид Рэнкин, Сорита д’Эсте; пер. с англ. А. Блейз. — М.: ЭНИГМА, 2017. — 272 с.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Vannadis "Спасибо" сказали:
Анна Анина, Timoxa
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

VFL.RU - ваш фотохостинг

Последние темы


Покормить магического зверя

Мы в соц.сетях

Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB