Текущее время: 28 мар 2024, 16:21


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ряженье в ветви деревьев -тотемов
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2018, 17:41 
Администратор
 


Зарегистрирован: 15 мар 2013, 21:26
Сообщений: 44086
Откуда: из загадочной страны:)
Медали: 66
Cпасибо сказано: 9929
Спасибо получено:
101831 раз в 28404 сообщениях
Магическое направление:: Руническая магия
Очков репутации: 73943

Добавить
Ряженье в ветви деревьев -тотемов
Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов

Ряженье в древесные ветви нередко заменяется в европейских обрядах ряжением в траву и цветы, или даже в солому, что мы считаем моментами разложения обряда. Ряженье это встречается чаще всего в обрядах, имеющих своею целью вызывание дождя во время засухи. Нагую девочку, реже парня, одевают в одни древесные ветви или в траву с цветами, и в таком виде водят по всему селению, где домохозяева из каждого дома обливают ряженого водою. Явно магический момент вызывания дождя через обливание людей не связан органически с ряженьем в древесные ветки, почему и не может быть признан исконным и первичным в обряде. Магическая функция обряда — вызывание дождя — соответствует только одной половине формы обряда—обливанию* водой, а ряженью в зелень не соответствует.

Рядом мы имеем столь же или даже более архаические обряды, где вполне аналогичное ряженье людей в древесные ветки и иную зелень не имеет никакой связи с дождем. Таковы многие обряды при майском дереве у разных народов Европы, при семицкой березке у русских, белорусский обряд „куст“, украинская „тополя“ и т. п.

Мы считаем исходным пунктом ритуального ряженья в древесные ветви — момент уподобления людей тотему, которым было в данном случае дерево. С этой точки зрения магические обряды для вызывания дождя приходится считать обломком тотемических обрядов, отколовшимся от своей почвы и полупившим новую, магическую функцию.

Румыны во время засухи водят по селению так наз. рара luga — небольшую, лет десяти, девочку в рубашке из травы и цветов. Женщины обливают участников этой процессии, с головы, холодною водою.

Болгары во время засухи водят в процессии девочку лет 10 или 13, которую всю закрывают ветвями черной бузины. Ряженая девочка носит имя: пеперуда. Ее водят по селению женщины в процессии, причем из каждого дома кто-либо выходит и обливает пеперуду водой.В других местах Болгарии во время засухи выбирали девочку лет 15 и покрывали ее всю с головы до ног цветами и разными растениями — луком, чесноком, зеленью бобов и картофеля, ореховыми листьями и т. п. Девушка держит в своих руках пучок цветов, поднимая руки кверху. Эту одетую в цветы и травы девушку болгары называли: пеперуга или дюдюл. Девушки окружают пеперугу и в сопровождении парней отправляются по домам; домохозяин выходит, встречая их и имея в руках белый котел с водой, а в воде цветы; водою он обливает пеперугу, девушки при этом поют. В каждом доме им дают муки, яиц, ветчины, сыру и т. п. Обойдя все селение, собираются на берегу реки, моют там корыто, избранная молодая девушка месит в корыте хлеб. Разводят огонь и пекут пресный хлеб, а также варят разные кушанья; все это едят и идут по домам.

У сербов в Славонии, во время летней засухи, девицы водят по селению так наз. додолу. Так называется девица, раздетая догола и обвитая листьями и цветами настолько, что не видно ее наготы. Около каждого дома кто-либо из жильцов этого дома выливает на додолу сосуд воды, после чего додола начинает плясать.В иных местах Сербии додолою бывает мужчина, но переодетый в женскую одежду и также покрытый со всех сторон травою.В Южной Далмации роль додолы играет юноша „прпац", одежда которого состоит из одной зелени и цветов.

В Новой Греции при длительной, в течение 11—20 дней, засухе летом дети в деревнях и небольших городах выбирают одного мальчика из своей среды, обыкновенно бедного сироту, раздевают его до нага и убирают с головы до ног полевыми травами и цветами. С песнями пер-перуну водят по селению, и хозяйка или хозяин каждого дома выливает ему на голову ведерко воды, а также дарит мелкую монету.

У кабардинцев роль додолы выполняла ряженая деревянная лопата, одетая в виде женской фигуры. На лопату надевали при этом „полный женский костюм", но никаких растительных элементов в нем не было. Водою обливали, для вызывания дождя, как ряженую лопату, так и друг друга. Чаще всего при засухе у разных народов мира обливают именно друг друга, всех встречных людей. И вряд ли можно сомневаться в том, что ряженье людей в древесные ветви не связано органически с чарами дождя, а взято из каких-то иных обрядов.

Еще Яков Гримм в первом издании своей „Немецкой мифологии" писал и совершенно правильно: „Додола и перперуна представляются совершенно идентичными баварской «водяной птице».Это имя получает тот крестьянский парень, который в понедельник на Троице позднее всех выгнал своих коней в поле. Другие деревенские парни ведут его в ближайший лес, обвязывают кругом свежею зеленью, древесными ветками и камышом, потом торжественно идут с ним через всю деревню к пруду или речке, где «водяную птицу» торжественно же кидают с лошади в воду. Подобным же образом в Австрии деревенская молодежь выбирает «троицкого короля», одевает его в зеленые ветви, чернит ему лицо и кидает его в воду". В Верхней Баварии троицкая «водяная птица» представляла собою чучело птицы — с шеею и головою настоящего лебедя. На шею его вешали, кроме того, венок из березовых, ветвей и цветов; кидали с коня в реку. В Швабии „водяною птицею" на Троице был живой человек, которого в лесу парни завертывали в березовые или липовые ветки.

В Варштедте юноши собираются на Троицу и делают жеребьи из стеблей ивы, разной длины. Кто вытянет самый длинный жеребий, считается „королем", следующий за ним. Король получает в руку жезл с красным бантом, а на шляпу букет цветов; король весь покрыт свежею зеленью, в руке у него деревянная сабля, на голове обвитая цветами деревянная корона; кроме того, к нему привешивают венок из цветов. Вся процессия двигается из дома в дом с песнею: „Пляшет король вместе со свежим маем, просит полкопы яиц; если не дадите яиц..и т. д. В деревнях Тюрингии известен троицкий обряд „майского короля". Делают деревянные подмостки, на которых стоит один человек, весь обвитый березовыми ветвями. На эту фигуру надевают венок из березовых ветвей и цветов, в котором укреплен колокольчик. Король сначала скрывается один в ближайшем перелеске и здесь прячется в кустах. Потом туда же идут другие и ищут короля. Когда найдут, все возвращаются в деревню и идут к деревенскому начальству. Последнее должно определить, кто перед ними. Если они ошибаются, „майский король" трясет головой, отчего звенит колокольчик. Кто молчит, с того взимают штраф — ведро пива и т. п. Кто решит правильно, король опять звонит, и идут дальше. В окрестностях Заксенбурга майского короля одевают в лесу в березовые ветки, садят его на лошадь и едут в деревню, где происходит такое же угадывание. В Уденбаже майского короля одевают в солому.У чехов в районе Пильзена „троицкий король" при майском дереве одет в древесную кору, древесные ветви, цветы и папоротник.

В Германии, в деревнях около Фюрстенвальда на второй день Троицы бывает так наз. Каийегпез! — мальчик, весь закутанный в зеленые ветви, с венком из цветов на голове, с колокольчиком в руках. Вокруг него свита из юношей, которые поют и собирают подарки. В некоторых местах Германии „майского короля", убранного в зелень, потом обливают водой или купают в пруду, в ручье; иногда же сжигают ту зелень, которою он был украшен. „Если это не просто народная шутка, замечает по этому поводу Ганс Мейер, то тут смешан с майским королем старый образ зимы".

Вообще у немцев ритуальное ряженье в древесные ветви большею частью не имеет прямой связи с вызыванием дождя. Оно входит, как составная часть, в обряды первого мая и в троицкие обряды. Исследователи, включая и В. Маннгардта, большею частью не уделяли этому моменту должного внимания. Пауль Сартори дает ему следующее объяснение: „Не может быть никакого сомнения, что в образах майского мужичка и т. д. мы имеем воплощение молодого весеннего изобилия. И если еще одновременно эти лица приносят свежие древесные ветви, то это желанное изобилие фигурирует в двояком виде". „Майское дерево означает само по себе весеннее изобилие; одновременно с ним носителями того же весеннего изобилия в троицких обрядах являются особые люди: майская невеста, майский мужичок и т. п., а также и животные, которые участвуют в обрядовой процессии. Иногда эти процессии связаны с драматическим представлением борьбы между летом и зимой".

П. Сартори тут очень близок к старому мнению В. Маннгардта, который видел в этих ряженых людях, в майской невесте, в майском короле и т. п., — древесного духа, он же одновременно — „вегетационный демон". Маннгардт пишет: „в весенних (и соответственно: жатвенных) процессиях вегетационный демон часто представлен, кроме майского дерева, еще и молодым парнем, покрытым зелеными ветвями или цветами, либо точно также наряженною девочкою. Это тот же самый дух, Сёшиз, который одушевляет дерево и действует в разных мелких растениях". Этого же духа Маннгардт часто называет еще „духом роста" : Обитающая внутри майского дерева душа изображается, по Маннгардту, в виде висящей на нем куклы или же в виде особого человека, часто одетого в свежую зелень. Таким образом, получается двойное изображение вегетационного демона — в дереве и в человеке. Часто при этом майское дерево совсем отпадает, и „дух роста" представлен одною человеческою фигурою, одетою в зелень: Зеленый Георг, Троицкий цветок, Паппель. Его в торжественной процессии приносят на руках из леса, иногда обливают водой.

Джемс Фрэзер также видел в этих ряженых „олицетворения духа дерева или духа растительности". Одновременно Фрэзер высказал и иное, чисто магическое объяснение: „наряжаясь в листья и цветы, первобытный человек помогал обнаженной земле покрыться зеленью". Фрэзер первым обратил внимание на то обстоятельство, что в ритуале эти ряженые нередко предаются мнимой смерти, и остроумно объяснил это таким образом: „предание смерти носителя древесного духа весною рассматривается как способ, призванный вызвать быстрый рост растительности". При всем том Фрэзер правильно отметил, что понятие духа растительности : „Понятие дерева, быть может, определенного вида деревьев (ибо некоторые дикари не имеют слова для обозначения дерева вообще), а может быть даже и отдельной особи дерева является достаточно конкретным, чтобы явиться фундаментом или базой, откуда, путем постепенного обобщения, первобытный ум мог подняться до более широкой и общей идеи духа растительности".

Е. В. Аничков и особенно В. Бугель сильно поколебали схематическую концепцию Маннгардта, принятую также и Фрэзером, будто бы весенняя обрядовая зелень изображает вегетационных духов. Бугель очень близок к истине, когда он определяет майское дерево как фетиша. Но фетиш слишком неопределенное понятие. При ближайшем анализе фетишизма не трудно увидеть, что фетишизмом прежде называли вообще древнейшую, доклассовую ступень в отношениях людей к демонам. В тотемизме отношение к демонам более или менее тожественно с фетишизмом; различие обусловлено лишь тем, что тотем не индивидуум, а вид, порода.

Ряженье в шкуры тотема-животного, равно как и ряженье в свежие ветви тотема-дерева — всем известные тотемические обряды, широко распространенные у всех примитивных племен-тотемистов и связанные, можно сказать, с самою сущностью тотемизма. При разложении тотемизма, что в Европе произошло очень давно и рано, это ряженье под тотема сохранилось как пережиток, как окаменелость, и, непонятное уже исполнителям, входило в самые разные обряды. Если соглашаться с Маннгард-том и видеть в ряженых вегетационного, растительного демона, то становится совершенно непонятным, почему этот растительный демон наряжен птицею. Кроме „водяной птицы" у немцев, мы видим это в весенних обрядах — „ласточки" у греков, „петуха" у поляков и т. д. С нашей же точки зрения, такое чередование в обряде деревьев и животных необходимо должно было сохраниться, так как тотемами считали некогда и деревья и животных одинаково. Разнообразие древесных пород, играющих религиозно-магическую роль в весенних европейских обрядах, объясняется тем же: некогда каждый отдельный клан имел своего собственного тотема, отличного от соседнего клана-рода.

Прекрасное доказательство тому, что связь ряженья в свежие зеленые ветви с чарами вызывания дождя позднейшая и более или менее случайная, мы видим в целом ряде обрядов, где ряженье в свежую зелень не имеет ничего общего с вызыванием дождя. Белорусские девицы в б. Слонимском уезде на Троице ходили с так наз. „кустом". Ломали в лесу кленовые ветви и связывали их толстые концы нитками. На полученный таким образом „куст" надевали „подкуст" — другую такую же связку из ветвей, меньшего размера. Для ношения этого „куста" избиралась по жребию одна из девиц, на голову которой надевали при этом венок из разных цветов. Эта девица залезала в середину описанного кленового „куста" как бы в мешок, так что всю девицу кругом плотно покрывали свежие кленовые ветви с листвой. Эту девицу называли „куст", группа девиц водила ее по селению с песнями. Пройдя несколько раз по деревне, кленовый „куст" разрывали среди улицы, причем деревенские женщины спешили подобрать и спрятать кленовые листья от „куста", считая их лекарством против нарывов.В районе Пинска все троицкие обрядовые песни носили наименование „на куста",что свидетельствует о широком распространении в прошлом этого троицкого обряда. Ни в песнях, ни в поверьях нет никакого намека на связь „куста" с вызыванием дождя. Сохранялась, напротив, некоторая связь с лечебным действием зелени от „куста".

Новая, очистительная, функция, опять-таки не имеющая ничего общего с вызыванием дождя, приписывалась „кусту" витебскими белоруссами. Здесь наряжали „кустом" девицу накануне Купалы, причем навешивали на девицу и опоясывали ее „зеленью из трав, цветов и веток". Проходя по всей деревне в окружении толпы, девица-куст кланялась земно каждому дому и тут же перевертывалась на пятке три раза. Выйдя на чужое (непременно!) поле, участники обряда сжигали зелень, скакали через огонь, пели и заклинали колдунов и волков, которые при этом будто бы испытывают мучительные боли и даже гибнут.Здесь мы имеем явную контаминацию с купальским очистительным обрядом.

В прежних русских и белорусских семицко-троицких обрядах, ничего общего также не имеющих с чарами дождя, необходимым украшением всех участвовавших в обряде девиц служили венки на головах и притом главным образом, даже почти исключительно — венки из свежей зелени берез. Венок на голове, это тоже ряженье — в древесную зелень, уподобление — в данном случае березе. И вообще, момент ряженья играл большую роль во всем русском семицком обряде с березкою.В этих русских и белорусских обрядах сохранился целый комплекс тотемических элементов , почему толковать здесь ряженье в древесную зелень как уподобление тотему мы имеем особенно большие основания.

У украинцев некогда существовал троицкий же обряд „водить тополю". Одна из девиц изображала собою дерево тополь: ее руки, поднятые кверху, связывали над головой, а чаще заменяли их двумя палочками; и всю девицу, от поднятых над головою рук до ног, увешивали различными украшениями — разноцветными плахтами, монистами, лентами. В таком виде девицы водили „тополю“ по селу и по полю, причем домохозяева угощали всех девиц, а „тополя" им низко кланялась. Песня, которую при этом пели: „Стояла тополя та посеред поля", встречается в целом ряде песенных сборников, причем некоторые собиратели уже не знали, что речь идет о дереве тополе, и писали: „ту поля".Здесь древесная зелень уже заменена разноцветными украшениями, но сохранилось имя, уподобляющее ряженую женщину дереву тополю, так же, как мы это видели в белорусском обряде „куст". Никакой связи с дождем ни в обряде ни в ритуальной песне нет. Подобным же образом и в обряде болгарских колонистов одежда пеперуды из древесной зелени заменена была одним венком на голове или же чучелом человека из травы.

Белорусский обычай водить „куст" Е. В. Аничков верно сопоставляет с хорватским обрядом „зеленый Юрий". У хорватов и словенцев в Юрьев день, 23 апреля, хор мужчин водит с собою парня, с головы до ног покрытого зелеными ветками, подобно испанскому „тауо" и чешской „кралице". Эту фигуру и называют: „Зеленый Юрий". Иногда ее бросали потом в воду.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB