Текущее время: 29 мар 2024, 00:03


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 179 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 18  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2019, 22:48 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
АВГУРЫ

Так назывались у римлян члены греческой коллегии, в обязанности которых входило с помощью ауспиций отгадывать волю богов. Слово «авгур» обычно производят от латинского «avis», что значит «птица», хотя авгур толковал не только птичьи, но и другие знамения. Слово «ауспиции» (от латинского «spicio» — «наблюдать») означало «наблюдение за птицами» или «птичьи знамения», хотя понятие «ауспиции» в более широком смысле могло включать в себя и любые другие знамения.

Авгуры извлекали свои предзнаменования из пяти главных источников, в соответствии с которыми ауспиции делились на 5 классов.

1. Определение воли богов по таким небесным явлениям, как гром и молния. В этом случае обращали внимание на место возникновения молнии: если молния появилась слева от наблюдателя, обращенного лицом к югу, то есть на востоке, предзнаменование считалось благоприятным, если справа, то есть на западе, — неблагоприятным.

2. Толкование по крику и полету птиц. При этом одни птицы (ворон, ворона, сова, петух) предсказывали будущее своим криком, другие (орел, коршун) — полетом и движением крыльев. Кроме того, птицы разделялись на замеченные с левой стороны и на замеченные с правой стороны. Была разработана целая система опознавательных знаков. Так, ворона, каркающая с левой стороны, возвещала удачу, то же возвещал и ворон, но каркающий справа.

3. Толкование по клеву священных кур. В этом случае курам предлагался корм, обычно каша из пшеничных зерен. Если куры клевали жадно, это считалось благоприятным знаком; если отказывались есть — неблагоприятным. Такой способ гадания чаще всего использовали в военное время; полководцы брали с собой в поход клетку с курами и особого служителя «пуллярия» (цыплятника). Полководцы не начинали сражений, не узнав предварительно от «пуллярия», можно ли рассчитывать на успех и есть ли неблагоприятные предзнаменования.

4. Предсказания по поведению священных четвероногих животных.

5. Предсказания по каким–либо необыкновенным происшествиям или несчастным случаям. Например, народное собрание — комиций — должно было немедленно расходиться, если у кого-нибудь из присутствующих начинался припадок падучей.

Учреждение ауспиций было заимствовано у этрусков. Тит Ливий приписывает учреждение этой должности римскому царю Пуме Помпилию. Однако он же рассказывает об авгурских наблюдениях, сделанных еще раньше, при Ромуле и Реме, когда перед построением Рима братья согласились посредством гаданий решить, кто из них должен дать свое имя новому городу и управлять им: «Братья были близнецы, различие в летах не могло дать преимущества ни одному из них, и вот, чтобы боги, под чьим покровительством находились те места, птичьим знамением указали, кому наречь своим именем город, кому править новым государством Ромул местом наблюдения за птицами выбрал Палатин, а Рем — Авентин. Рему, как передают, первому явилось знамение — шесть коршунов, и о знамении уже возвестили, когда Ромулу предстало двойное против этого число птиц. Каждого из братьев толпа приверженцев провозгласила царем; одни придавали больше значения первенству, другие — числу птиц» (Тит Ливий, I, 6, 4).

Полагают, что авгуры первоначально были учреждены Ромулом и что их было трое, по одному для каждой трибы, на которые делился город. Позже к ним был прибавлен четвертый, вероятно Сервием Туллием, когда город был поделен на 4 трибы. Сначала правом птицегадания обладали только патриции. Но в 454 году от основания Рима (300 г. до н. э.) к ним присоединили еще 5 человек от плебеев. А Сулла (138—78 гг. до н. э.) увеличил их число до 15.

Должность авгура была почетной, а сами авгуры пользовались большими правами и привилегиями. Если в период Республики они не имели официального статуса, хотя к ним часто обращались за советом сенат, курии и консулы, то при императорах они образовали особую корпорацию, состоявшую из 60 человек. Даже Цицерон в 53 г. до н. э. был избран пожизненным членом коллегии авгуров. Это свидетельствует, в частности, о том, что звание авгура было одним из важнейших в государстве. Коллегия авгуров имела свои знаки отличия, члены ее носили епанчу с пурпурной каймой, шляпу конической формы и искривленный жезл, который держали в правой руке. Авгурам доверяли государственные тайны. Ни за какое преступление они не могли быть лишены сана.

Сами ауспиции пользовались большим влиянием. Ничто не предпринималось без предварительного испрашивания мнения богов. Даже во времена Цицерона, когда вера в старых богов пошатнулась, ауспиции все еще служили важным средством для достижения политических целей.

Официально право совершать ауспиции с участием авгуров имели только высшие должностные лица (диктатор, цензор, консул, претор). Авгуры служили при этом посредниками–специалистами.

В Риме для ауспиций имелись постоянные места — на Капитолии, Форуме, Марсовом поле.

Авгуры следовали строгому уставу и черпали правила своего искусства из книг, считавшихся священными. Они не предсказывали будущее, обязанность их состояла в исследовании и истолковании различных явлений, которые считались проявлением небесной воли или предостережением, посылаемым богами (это и называлось наблюдением предзнаменований), как правило, они должны были определять, благоприятствуют или не благоприятствуют боги задуманным действиям. Они могли отложить принятое решение, объявив, что ауспиция неблагоприятна.

Вместе с тем уже в I веке среди римлян было немало людей, скептически относившихся к ауспициям. Многие считали авгуров обманщиками. Еще писатель Марк Порций Катон (234— 149 гг. до н. э.) удивлялся, как удается одному авгуру удерживаться от смеха, когда он встречает другого. Отсюда пошло выражение «Авгуры смеются».


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2019, 16:58 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
АСТРОЛОГИЯ

«…Древние весьма часто прибегали к прорицаниям и считали гадание немаловажным делом: они и городов не заселяли, и стенами их не обносили, и убийств не совершали, и жен не брали прежде, чем не услышат обо всем от прорицателей; прорицания же им доставляла не иначе как астрология», — писал Лукиан в трактате «Об астрологии» (Собр. соч., М. —Л., 1936. Т. 2, с. 291).

Как и большинство цивилизованных народов, греки и римляне придавали большое значение астрологии. «Наука звезд» пришла к ним с Востока. В ее вавилонской интерпретации она была известна в античном мире с первой половины II века до н. э., когда в Рим приехал астролог Антиох. Но интерес к ней стал проявляться с I века до н. э. и постепенно возрастал.

«Наука звезд» была в большом почете. Так, Плиний Старший писал, что по народному суеверию каждый человек имеет свою звезду; она загорается при его рождении и гаснет с его смертью. У богатых и знатных звезды ярче, чем у простых людей. Особенно яркие заезды загорались, когда рождался великий человек — Александр Македонский, Митридат, Цезарь. Отсюда выражение; «Так хотела моя звезда». Вместе с тем верили, что в звездах пребывают души умерших.

К одному и тому же небесному явлению отношение было разное. Так, кометам, с одной стороны, придавалось особое значение как вестникам всяких бедствий, например заговора Катилины, войны Цезаря с Помпеем, жестокостей Нерона, голода, эпидемий. С другой — они же предвещали славу великих людей. Как пишет Юстиан, в год рождения или воцарения Митридата в течение 70 дней комета, занимавшая четверть неба, так сверкала, что казалось, будто небо пылает, и блеск ее затмевал блеск солнца. Комета появилась и когда власть перешла к Августу.

Особенно популярной астрология сделалась во времена Империи, и трудно было найти императора, который относился бы к ней нейтрально: составителям гороскопов оказывалось либо особое покровительство, либо, напротив, их деятельность запрещалась, а сами они высылались из Рима. Почти все античные авторы так или иначе упоминают астрологию. Овидий в начале «Фаст» выражает желание писать о звездах, ибо счастлив дух тех, для которых познание звезд — первая забота. В «Метаморфозах» он говорит о том, что душа Цезаря вознеслась к звездам, а его наследники, отомстив за отца, дав земле мир и справедливейшие законы, исправив нравы, приобщаются к эфирным обителям и родным ему звездам. В свою очередь Манилий пишет астрологическую поэму «Астрономика» и посвящает ее императору Августу. По Манилию, звезды определяют не только все детали судьбы государств, народов и отдельных людей, но и добродетели и пороки каждого человека, хотя он и оговаривает, что это дает право оправдывать пороки и злодеяния. Природа распределила созвездия между разными богами, но никакими мольбами и обетами нельзя предотвратить назначенное в соответствии с расположением звезд, то есть судьбой. Такая концепция, с одной стороны, подрывала традиционную религию, что и вызывало периодические репрессии против астрологов, а с другой стороны, была удобным оправданием всего существующего и собственной пассивности.

Для теоретического обоснования астрологических выкладок большую роль сыграла деятельность знаменитого географа и астронома Клавдия Птолемея. Он считал, что во Вселенной все связано единой цепью взаимозависимостей, астрономические явления и судьбы людей находятся в жесткой взаимосвязи, поддающейся математическому расчету. Примечательно, что, хотя античные авторы отлично знали естественные причины многих природных явлений, таких как солнечные затмения, появление комет, а многие ученые считали, что звезды — это просто огненные шары, они тем не менее смотрели на эти явления как на знаки знаменательных событий. Это была попытка примирить естественнонаучные объяснения природных явлений с толкованием их как знамений; при этом авторы доказывали, что боги используют явления, совершающиеся согласно законам природы, чтобы предуведомить людей о важных событиях. Такая концепция лишний раз говорит об отсутствии в те времена противоречий между наукой и магией.

Астрология оказалась на редкость живучей, о чем свидетельствует интерес к ней и в наши дни. В практическом же отношении из всего античного наследия для позднейшей средневековой астрологии наиболее значительным оказался труд Фирмика Матерна «Восемь книг астрономии». В нем, в частности, в доказательство истинности астрологии был приведен ряд гороскопов исторических и мифических лиц, от Эдипа до Архимеда, составленных ретроспективно и потому идеально правильных. Примечательно, что из всех античных мантических «наук» лишь астрология, несмотря на недовольство некоторых отцов церкви, почти беспрепятственно вошла в христианское средневековье.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2019, 00:38 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
АЛЕКТРИОМАНТИЯ

Это гадание с петухом. Гадатель очерчивал круг на земле, делил его на 24 части и в каждой рисовал букву. Затем он раскладывал ячменные зерна и ставил петуха. Петух клевал, а наблюдатели смотрели, с каких букв он склевывал, и составляли слова.

Писатель Аммиан Марцеллин упоминает о четырех гадателях, которые желали узнать имя наследника императора Валента. Они предрекли, что им будет Феодор. Император велел казнить гадателей и всех, чьи имена начинались с четырех первых букв имени Феодор. Но Феодосий уцелел и стал императором.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2019, 00:54 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
МИОМАНТИЯ

Это предсказание посредством мышей и крыс, которое делалось, в зависимости от крика или прожорства этих животных. Элиан повествует, что пронзительного крика одной мыши было достаточно Фабию Максиму, чтобы сложить с себя диктаторские полномочия. В свою очередь, Варрон рассказывает, что Кассий Фламиний по подобному предзнаменованию сложил с себя звание начальника римской конницы.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2019, 23:55 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
ЦИЦЕРОН «О ДИВИНАЦИИ»

Различные виды гаданий играли огромную роль в жизни античного общества. При этом если в Греции мантика носила в основном бытовой характер, то в Риме многие гадания были включены в систему государственного культа и перешли в область официальной идеологии. И вместе с тем уже в I веке до н. э. среди римлян было немало людей, скептически относившихся к ауспициям и другим видам гаданий. Лучшее свидетельство тому — трактат Цицерона «О дивинации», где высмеивается искусство авгуров и других прорицателей.

Трактат «О дивинации» был написан Цицероном в 44 году до н. э. в двух книгах. Причем первая книга была написана до убийства Цезаря, а вторая — после. В первой книге Цицерон рассказывает в основном о разных видах гадания и приводит многочисленные примеры пророчеств.

Во второй — высказывает свое критическое отношение к ним.

Приведем несколько любопытных выдержек из трактата, которые показывают, по каким знамениям в ту эпоху предсказывали будущее:

«Должен ли я также напомнить известную из книг Диона Персидского историю о том, как маги истолковали то, что приснилось знаменитому царю Киру? Кир, пишет этот историк, во сне увидел солнце у своих ног. Три раза он протягивал руки, напрасно пытаясь схватить солнце, но оно каждый раз, откатившись от него, ускользало и уходило. Маги (у персов это был круг ученых и мудрых людей) объяснили царю, что три его попытки схватить солнце знаменуют, что он будет царствовать тридцать лет. Что и осуществилось, ибо он умер 70 лет от роду, а царствовать начал в 40 лет» (О дивинации, I, 46).

«Это случилось неподалеку от Нолы. Сулла в лагере перед своей преторской палаткой совершал жертвоприношение. И внезапно из–под жертвенника выползла змея. Гаруспик Г. Постумий тут же стал заклинать Суллу, чтобы тот вывел войска из лагеря и дал сражение. Сулла так и сделал и захватил в тот раз под Нолой богатейший лагерь самнитов. Подобного же вида толкование было дано и Дионисию незадолго до того, как он стал царем. Проезжая по Леонтинской территории, он направил своего коня в реку, и тот, попав в водоворот, не смог выбраться из воды. Дионисий, несмотря на все старания, так и не смог его вытащить и, как пишет Филист, пустился дальше в путь крайне удрученный. Но, проехав немного, он вдруг услышал ржание, посмотрел назад и с радостью увидел своего коня, живого и невредимого, а на гриве коня сидел целый рой пчел. А следствием этого чуда было то, что Дионисий через несколько дней стал царем» (О дивинации,I, 72, 73).

«Когда знаменитый Мидас, будущий царь Фригии, был еще ребенком, однажды ему спящему муравьи натаскали в (раскрытый) рот зерна пшеницы. Было предсказало, что он будет безмерно богат, что и произошло. А Платону младшему во время сна на губки сели пчелы. Это предвещало, как указали толкователи, что его речь будет доставлять необычайное наслаждение. Так оказалось возможным предвидеть будущее красноречие у младенца» (О дивинации, I, 78).

Цицерон, человек умный и образованный, конечно же, не мог серьезно относиться к подобного рода предсказаниям. Но прежде чем высмеивать всю нелепость пророчеств, он попытался подобрать для некоторых видов гадания естественно–научное объяснение. Так например:

«…Гераклид Понтийский пишет, что жители острова Кеос каждый внимательно следят за восходом Сириуса и, основываясь на своих наблюдениях, предсказывают, какой будет год: здоровый или вредный для здоровья. Если эта звезда восходит темная и как бы затуманенная, то воздух в том году будет густой и плотный, дышать им будет трудно и вредно для здоровья. Если же звезда будет выглядеть светлой и яркой, то это значит, что воздух будет легкий и чистый и поэтому — здоровый.

А Демокрит полагал, что древние мудро установили, чтобы велись наблюдения над внутренностями жертвенных животных, потому что по их состоянию и цвету можно по определенным признакам узнать и о состоянии воздуха — здоровый он или не здоровый, а иногда даже сделать выводы о будущем бесплодии или плодородии полей» (О дивинации, I, 130, 131).

Объяснения весьма зыбкие, но не лишенные здравого смысла. Зато во второй книге тон Цицерона полностью меняется, и он дает волю своему неверию и ироничности:

«Похоже на то, что вообще никакой дивинации нет. На этот счет есть такой общеизвестный греческий стих:

Кто хорошо сообразит, того сочту пророком наилучшим я. Ибо разве прорицатель предугадает приближение бури лучше, чем корабельный кормчий? Догадается о природе болезни проницательнее, чем врач? Или в руководстве военными действиями сможет проявить больше благоразумия и предусмотрительности, чем полководец?» (О дивинации, И, 12).

«Какая же помощь от дивинации? Какой толк от вытягивания жребия, от гадания по внутренностям животных или другого прорицания? Если такова была судьба, чтобы два римских флота в Первой Пунической войне погибли, один от бури, другой — разбитый карфагенянами, то даже если бы консулы Л. Юний и П. Клавдий получили от священных кур самые благоприятные предзнаменования, флоты все равно должны были погибнуть. А если, подчинившись ауспициям, можно было избежать гибели флотов, тогда, значит, судьба к их гибели не имеет никакого отношения. По–вашему все зависит от судьбы. Тогда нет никакой дивинации» (О дивинации, II, 20).

«Неужели не ясно, что догадки самих истолкователей более обнаруживают остроту их ума, чем силу и согласие природы? Бегун, задумавший выступить на Олимпийских состязаниях, увидел себя во сне едущим на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Утром он — сразу к толкователю. Тот: «Победишь, — говорит, — именно это означает скорость и сила лошадей». После этого он — к Антифонту. А тот: «Быть тебе побежденным! Разве непонятно, что четверо прибежали раньше тебя?» (О дивинации, II, 144).

Цицерон доходит даже до того, что ставит под сомнение обряды римской государственной религии:

«И в Сивиллиных книгах все изречения сочинены таким образом, что акростих воспроизводит первый стих каждого изречения. Это мог сделать писатель, а не исступленный; человек старательный, а не бездумный» (О дивинации, II, 111).

Но если, несмотря на всю нелепость, институт гадателей продолжал существовать, значит, это было нужно. Кому и зачем? И тут дотошный мыслитель докопался до истины:

«При всем том, учитывая воззрения простого народа, и в коренных интересах государства необходимо поддерживать и нравы, и религию, и учения, и права авгуров, и авторитет их коллегии» (О дивинации, II, 70).

И далее:

«Мы ведь считаем, что молния слева — это наилучшее предзнаменование для всех дел, кроме созыва комиций, а это исключение было сделано в интересах государства, чтобы руководители государства могли, толкуя ауспиции по своим соображениям, проводить или не проводить комиции, будь то для решения судебных дел или для учреждения законов, или для выбора магистратов» (О дивинации, II, 74).

Поразительное признание! Выходит, гадание и связанные с ними обычаи и обряды нужны были для политического манипулирования!


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 02 дек 2019, 00:44 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
ГАДАНИЕ И ПОЛИТИКА

Итак, установление культа оракула, ауспиции, гадание с помощью жребия и священных птиц, предсказания по молниям и небесным светилам, толкование снов и прочее — все это было чудесно и таинственно для простого народа, но отнюдь не для жрецов и правителей. А сами гадания и прорицания были не чем иным, как сущей ложью под покровом истины. Но, как говорил знаменитый сатирик Лукиан, чернь требует чувственных изображений. И что было бы с обществом, если бы глупой и необузданной черни представляли вещи в настоящем их виде и значении? Вера в любом ее проявлении всегда была могучим орудием власти. В самом деле, уничтожив оракулы и отменив гадания, какими другими средствами правители и жрецы могли бы утверждать свое влияние над умами подвластных им народов? Впрочем, не следует забывать, что и сами властители были питомцами тех же ложных представлений, которые признавал народ. Известны случаи, когда побуждаемые положительным ответом оракула правители совершали действия, которые совсем не входили в их планы.

И все же зыбкость толкований нередко использовалась в политические целях, и ответы прорицателей регулировались важностью политического момента.

Известно, например, что Александр Македонский держал при себе остроумного толкователя по имени Аристандр, который умел в случае надобности каждое значение обратить в благоприятное, смотря по тому, чего требовали интересы завоевателя. Так, перед азиатским походом Александра совершилось чудо: в одном городе статуя Орфея покрылась потом. Знамение было по существу зловещим. Но Аристандр истолковал его: «Напротив. Вы забываете, что Орфей был поэт и музыкант. Знамение указывает только, что поэтам и музыкантам придется изрядно попотеть от трудов, воспевая подвиги нашего героя».

Бесцеремонность политических подтасовок иной раз была поразительно откровенна. Так, перед решительным штурмом города Тира Александр приказал своему Аристандру подбодрить армию обычным гаданием по внутренностям жертвенного животного. Аристандр торжественно возвестил от имени богов, что Тир падет до конца текущего месяца. Но войско смутилось: боги сказали бессмыслицу — Аристандр не спохватился, что жертвоприношение совершали уже 30–го числа. Тогда Александр Македонский весьма спокойно распорядился, чтобы число считалось не 30–м, а 29–м, и на следующий день взял город приступом.

Пройдут века, и заложенный в древности альянс между политикой и магией, основанный на властолюбии, своекорыстии правителей и невежестве масс, будет крепнуть и, благополучно минуя все препоны, явится в наши дни.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 03 дек 2019, 00:13 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
ПРОФЕССИЯ — ПРОРИЦАТЕЛЬ

Хотя многие виды гадания были заимствованы с Востока, греки, а, как мы уже говорили, вслед за ними и римляне, считали их своими. При этом каждый оракул приписывал свое учреждение какому-нибудь прославленному древнему пророку. Оракул Аполлония Кларийского, например, приписывали Манте, дочери прорицателя Терезия; оракул в Малле (Киликия) — Амфилоху и Мопсу. Иногда таких предков придумывали, сочиняя их из эпитетов тех богов, под покровительством которых стоял тот или иной оракул. Так, из эпитетов Аполлона — Кларийский и Карнейский — возникли фантастические древние пророки Кларос и Карнос.

Промысел гадателей передавался по наследству. Намиды в Элиде, например, претендовали на происхождение от Нама, изобретателя гаруспиций, а Клитиады — от Алкмеона. Очень часто эти династии действительно уходили в глубокую древность и получали общественное и государственное признание, которое в течение веков распространялось с семьи на род, с рода на племя, город, страну, народ.

Плиний рассказывает такую историю. Недалеко от Рима в области Филисков жило несколько семей Гирпиев (Волков — очевидно, тотемическое название). Им наследственно принадлежало право возносить ежегодно жертву Аполлону на горе Сократе, а также заниматься магией и гаданием, поскольку это допускается культом Аполлона. Род их почитался греческим и потому был избавлен сенатом от воинской повинности и общественных повинностей и должностей. Помимо гадания эти люди занимались еще и просто колдовством и фокусами. Гирпии хвастались, что они не горят в огне, и смело проходили через пылающий костер.

Как известно, самая зловещая репутация у колдунов Африки. Так было и в греко–римском мире. Плиний, Изигон, Нимфодор и другие авторы повествуют об африканских чародеях, напускающих порчу на стада, плодовые деревья, детей. По рассказам античных авторов известно, что они жили целыми общинами и наводили страх на соседние племена. Нечто подобное наблюдается и сейчас среди племен Африки и Малайзии.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 06 дек 2019, 22:32 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
СИМОН ВОЛХВ, ОН ЖЕ — СИМОН МАГНУС

Он жил в I веке н. э. в Самарии и слыл одним из самых опасных врагов христианства: именно его считают родоначальником всех церковных ересей.

Впервые он упоминается в книге Деяний Апостолов (III, 9, 10): «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волховал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого–то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия». Далее в Новом Завете рассказывается, что архидиакон Филипп, успешно проповедуя Евангелие в Самарии, крестил там и Симона Волхва. Когда же из Иерусалима прибыли апостолы Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести дары Святого Духа на крещеных, Симон Волхв предложил им денег за сообщение ему их «секрета» и был строго обличен и отвергнут апостолом Петром: «Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деяния Апостолов, VIII, 18—20). От имени Симона Волхва и пошел грех симония — продажа и купля церковных должностей.

Из Самарии Симон Волхв прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 6 лет женщину Елену и объявил ее творческой мыслью верховного Божества, родившего через нее ангелов и архангелов, сотворивших наш мир. Он заявил, что эта женщина явилась как гомеровская Елена виновницей Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где он, Симон Волхв, следивший за всеми ее превращениями, подобрал ее. Находясь в Риме, Симон Волхв восхитил всех своим магическим искусством. Дошли сведения, что он изучал магию в Египте, мог сделаться невидимым и летать по воздуху, лечил болезни, оживлял статуи и заставлял их смеяться и танцевать, воскрешал умерших и вызывал духов. Он мог сделать человека из воздуха, что, по его словам, было сложнее, чем сделать человека из земли, как Бог Адама, он мог превратиться в зверя, не был восприимчив к огню и ранам, превращал камни в хлеб, заставлял деревья зеленеть и цвести.

Христиане считали, что его чудеса — это представления, которые устраивает дьявол. Он стал жертвой собственных магических опытов, погибнув в результате неудачной попытки воскреснуть из гроба, куда, по его требованию, ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым. Согласно другой легенде, его поборол апостол Петр: в одном из полетов демоны, поддерживающие своего повелителя в воздухе, испугавшись молитвы Петра Господу, рассеялись, и Симон Волхв, упав со страшной высоты, разбился вдребезги.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 07 дек 2019, 23:03 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

«Маги, — писал Флавий Филострат Старший, — на мой взгляд, самые жалкие люди; хвастают они, что угадывают судьбы человеческие, одни тревожа духов, другие посредством варварских жертвоприношений, третьи чарами и волшебным рецептом. Многие из них, будучи притянуты к суду, показали, что только в том и состоит их знание. Наоборот, Аполлоний всегда согласовывался с приговорами судьбы. Он возвещал, что тому–то и тому–то настало время совершиться, и, если это открывалось ему заранее, то не вследствие волхования, а по знакам, в которых он умел читать волю богов. Мало того, Аполлоний скептически относился к спиритизму и пренебрегал медиумическими опытами. Увидав у индийцев треножники, медные кувшины и другие предметы, которые, по словам индийцев, имели способность двигаться сами по себе, он не пожелал научиться этому фокусу; он похвалил их мастерство, но не захотел ему подражать».

Удивительная фигура этого чудодея, современника Иисуса Христа, до сих пор остается спорной в литературе. Скорее всего она возникла не из–под пера романиста, а стала результатом коллективного народного творчества. Биография же Аполлония Тианского была написана Флавием Филостратом Старшим около 220 года н. э., то есть спустя два века после смерти великого мудреца, и была основана на дневниках некоего Дамиса. Дневники эти бесследно исчезли.

В биографии Аполлония Тианского много и достоверного и придуманного. По сообщению Филострата, в момент его рождения на небе появился неподвижный огненный шар (не исключено, что шаровая молния) и мгновенно исчез. Известно, что Аполлоний был вегетерианцем, носил грубую одежду, принял обет молчания на 5 лет и полностью отказался от плотских утех. Он увлекался философией Пифагора, много путешествовал и посещал храмы; в Индии он учился у браминов, в Египте постигал мудрость жрецов, в Греции спускался в подземный мир через Трофониеву пещеру. Он верил в реинкарнацию и помнил свою жизнь до рождения.

Аполлоний умел лечить. В Риме он воскресил умершую девушку аристократического происхождения (вероятно, та была в состоянии летаргического сна).

Известно, что он мог заглядывать в будущее, был провидцем и телепатом. Когда Менип из Коринфа познакомил его со своей невестой, прекрасной чужеземкой, Аполлоний распознал в ней вампира. Придя на свадьбу, он несколькими магическими движениями заставил гостей с пира исчезнуть, а невесту вынудил признаться, что она хотела выпить кровь Менипа.

Утверждают, что Аполлоний обладал даром переноситься с места на место. Недоброжелатель по имени Ефрат обвинил его в кознях против императора Домициана и в убийстве пастушка с целью определения по его внутренностям даты падения императора. Представ перед судом, крепко связанный по рукам и ногам, Аполлоний в присутствии императора и его свиты не только мгновенно освободился от пут, но и растворился в воздухе. Позже Аполлоний, благодаря ясновидению, наблюдал убийство Домициана в Риме, тогда как сам находился за сотни километров в Эфесе. Считалось, что он умел превращаться в животных и деревья, хотя сам Аполлоний отрицал это.

По разным легендам, он не умер, а мистически исчез: его тело вознеслось на небо, но после смерти его снова видели на земле.

Филострат пытался защитить своего героя от обвинения в колдовстве, доказывая, что Аполлоний не маг, но мудрец. «Что есть высшая мудрость?» — вопрошает пророка консул Телезин и получает ответ: «Это вдохновение свыше, наука о молитве и жертвоприношениях».

О том, кем был Аполлоний Тианский, святым или магом, шли яростные споры. Его слава мага была так велика, что он почитался божеством и в его честь сооружались храмы. Тем не менее его не допускали к участию в официальных религиозных церемониях — Элевсинских мистериях. Рассказывают, что великий жрец Элевсинских таинств не пожелал принять его в сообщество мистерий, потому что считал его волшебником. На что Аполлоний ответил: не зови колдуном всякого, кто знает больше тебя. Жрец сконфузился и начал приглашать Аполлония к таинствам. Пророк презрительно отказался.

Аполлоний дважды был под судом по обвинении в занятиях магией, что однако не помешало императорской фамилии Северов обожествить его. Любопытно, что Александр Север держал у себя 4 статуи: Орфея, Авраама, Иисуса Христа и Аполлония Тианского.

Будучи язычником, он стал главным и серьезным соперником Иисуса Христа. Если верить Филострату, за свою жизнь Аполлоний совершил чудес гораздо больше, чем основатель новой религии. Но так уж получилось, что в глазах верующих его имя стало ассоциироваться с антихристом. И когда в 1680 году первая часть труда Филострата была переведена с латыни, в ней усмотрели угрозу христианской религии и публикация была прекращена.

Так или иначе, но этот человек оказал большое влияние на западных магов.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
 Заголовок сообщения: Re: Смирнова Инна Михайловна "Величайшие загадки и тайны магии"
СообщениеДобавлено: 08 дек 2019, 17:51 
Администратор
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 май 2017, 17:53
Сообщений: 22049
Медали: 53
Cпасибо сказано: 866
Спасибо получено:
19270 раз в 11997 сообщениях
Магическое направление:: Астрология, Рунология
Очков репутации: 70203

Добавить
МАГИЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ ЗАКОНА

Самое древнее светское законодательство Рима — так называемые Законы двенадцати таблиц (449 г. до н. э.) — очень строго относится к колдовству. Однако при этом имелась в виду магия, вредящая ближнему. Черная магия преследовалась во все времена, но никогда не переставала применяться. Правда, государство прибегало к ней только в тех случаях, когда формула проклятия произносилась против гражданина–язычника или против неприятеля. Симпатическая же магия являлась самой основой культа. Для того чтобы вызвать дождь или повысить урожай, производили соответствующие магические действия. Писатель Катон (234—249 гг. до н. э.), весьма враждебно относящийся к новшествам, оставил в сочинениях целый ряд магических формул, которыми пользовались земледельцы и врачи, уверенные в их полезности.

Тот факт, что магия, хотя и гонимая законом, никогда не вытеснялась из государства, объясняется, в частности, зыбкостью границы между магией и религией. Если в Рим приходил человек во всеоружии тайных знаний, недоступных римской религии, то его не считали опасным; наоборот, ему воздвигали храмы и статуи, чтя в нем «великую силу Божию». Именно поэтому, хотя магическая практика и преследовалась, маги находили в Риме патронов для своей защиты. Именно поэтому такие знаменитые волхвы, как Симон Гиттонский при Нероне (34—68 гг. н. э.) и Александр Абонотейхот во II веке, пользовались покровительством государства. Обвинение в магических действиях было опасно лишь постольку, поскольку опыты магии угрожали политическому строю или нарушали уголовный закон государства. В этом случае Рим расправлялся с преступным культом и его участниками быстро и жестоко, не страшась их угроз о возмездии.

Так, возможность политических заговоров и неистовства в мистериях привели в 186 году до н. э. к репрессиям, унесшим 7000 человеческих жизней.

Два года спустя, в 184 году до н. э., претор Л. Невий вынужден был отложить на четыре месяца отъезд в свою провинцию Сардинию, пока не довел до конца возложенного на него дела о чародеях. В различных местностях, соседних с Римом, возникла масса подобных дел. Виновных судили быстро. За сравнительно короткий срок Невий осудил не менее 2000 колдунов.

А за 58 лет до Рождества Христова преступления египетских жрецов заставили римский сенат вотировать разрушение храмов Исиды и Сераписа. Любопытно, что эти восточные боги оказались настолько чтимыми в Риме, что не нашлось человека, рискнувшего поднять руку на их святилище. Но гордый римский закон не уступил чарам чужеземного суеверия: сам консул взял топор и вырубил храмовые двери.

В эпоху Помпея (I в. до н. э.) в Рим прибыл из Нессинунта верховный жрец Великой Матери, наиболее чтимого в Риме божества иноземного происхождения. Он появился в богато расшитой мантии и под предлогом, будто статуя его богини осквернена, хотел отслужить публичный молебен с очистительными обрядами. Великая Мать была не только полюбившимся народу божеством. За нею числилась недавняя заслуга военно–политического характера: благодаря ее могущественному влиянию был сломлен Ганнибал и уничтожена грозная соперница Рима — Пуническая республика. И тем не менее один из народных трибунов, увидев жреца в нетерпимом Римской Республикой царском одеянии, приказал азиатскому фанатику немедленно переодеться и, когда тот воспротивился, прогнал его с площади.

Особенно часто декреты против чародеев, астрологов, гадателей издавались во времена Империи: веротерпимость Рима четко регулировалась законом.

В сущности, абсолютного атеизма древность не знала. Враги определенных богов, в свою очередь, тоже поклонялись богам, только другим. А сами обряды считались символом государственной власти и уклонение от них вменялось в политическое преступление. Теории государственной борьбы с чуждыми верованиями стали появляться лишь в конце II — начале III века н. э. и получили полный расцвет уже в христианской государственности IV–V веков и в Византии. Одним из первых опытов такой теории — «молись по–моему, а не по–своему» — стала глава XLIX книги римского историка Диона Кассия с программой религиозной нетерпимости, вложенной им задним числом в уста знаменитому Меценату, который будто бы внушает великому своему другу Августу (23 г. до н. э. — 14 г. н. э.) следующее:

«Почитай всюду и всегда богов согласно общепринятому культу Империи и принуждай других почитать их точно так же. Казни смертью вводителей иноземных религий не только из уважения к богам, но и потому, что те, кто вводит новые божества, соблазняют общество следовать иноземным законам, а отсюда родятся заговоры, тайные общества, что очень невыгодно для самодержавного монарха. Итак, не щади никого, кто презирает богов, а также никого, кто занимается магией».

Страх перед заговором и потерей власти побуждал императоров неукоснительно соблюдать законы и безжалостно расправляться с каждым, кто попытается нарушить его. Так, например, иудеи пользовались благосклонностью Юлия Цезаря, Августа и Тиберия, но лишь только обращенная в иудаизм римская гражданка Фульвия попала в руки четырех иудейских авантюристов и они стали ее обирать, немедленно все иудеи были изгнаны из Рима, а 4000 из них отданы в войско и отправлены в опасную экспедицию против сардинских разбойников. Закон был превыше всего, его чтили больше, чем богов. Ни одна философская секта не была гонима, но разгонялась, лишь только вмешивалась в политический заговор. Даже чтобы добиться смертной казни Иисуса Христа, ему инкриминировали политическое преступление: притязание на царство.

Граница магии определялась легальностью чудес. Творящий чудо был святым, если творил во благо, и был магом, если творил во зло. А так как граница добра и зла условна, то многое зависело от симпатий судей. И неудивительно, что на почве ведовства возникали и развивались сотни политических доносов, в которых маги и гадатели нередко выступали как свидетели обвинения в процессах, возбуждавшихся против неугодных императору лиц.

Заниматься магией было опасно. Гадать или заставить другого гадать ночью с целью околдовать кого–нибудь считалось преступлением, за которое налагались самые жестокие наказания, известные римскому закону — распятие или растерзание дикими зверями. Так, 19–летнюю знатную римлянку Сервилию казнили только за то, что она осмелилась гадать об особе государя. Даже изучение науки колдовства было запрещено так же строго, как и само колдовство, все книги, трактующие о колдовстве, подлежали сожжению, а читающие их подвергались изгнанию или смерти в зависимости от своего общественного положения.

И тем не менее магия процветала.

При Тиберии (14—37 гг. н. э.) гадатели стекаются в Рим со всех стран. Их преследуют, сажают в тюрьмы, изгоняют, секут розгами за городской стеной, но никак не могут уничтожить. «Люди этой породы, — пишет римский историк Тацит (История, I, 22), — обманывают государей и лгут честолюбцам, их вечно изгоняют и вечно удерживают в нашем государстве». И в самом деле, императоры часто обращались к услугам гадателей, однако, опасаясь, что они могут быть использованы противниками, и учитывая, что восточные суеверия с точки зрения официальной идеологии осуждались, они же и неднократно изгоняли гадателей. Преследование же было гадателям на руку, оно увеличивало их значимость: лица, побывавшие в тюрьме, пользовались большим уважением среди собратьев. Как писал римский сатирик Ювенал, «если какой–нибудь из них едва не погиб, если он носил тяжелые цепи, если он возвращался полумертвый с Серифской горы, он мог рассчитывать, что больше всех обманет народу, и никто не сомневался более в его оракульских способностях».

Хотя прибегать к гаданию считалось уголовным преступлением, тем не менее люди с жадным любопытством стремились узнать, что ждет их в будущем. Гадатели становились до такой степени необходимы всем, что сам император, ненавидящий и изгоняющий их, имел своего собственного предсказателя, с которым никогда не расставался, которого заставлял трепетать перед собой и перед которым трепетал сам. Тацит повествует:

«Всякий раз, когда Тиберий, стремясь узнать свое будущее, встречался ради этого с прорицателями, он пользовался верхними покоями дома и услугами единственного посвященного в эти дела вольноотпущенника. Невежественный и наделенный огромной телесной силой, тот окольными и крутыми тропами (ибо дом стоял на скалистом обрыве) приводил прорицателя, искусство которого хотел испытать Тиберий, и на обратном пути, если его познания были сочтены Тиберием вздорными, а сам он обманщиком, сбрасывал его в море, чтобы не оставалось свидетеля тайных занятий его господина. Итак, тем же путем по скалам был приведен и Трасилл; после того как Тиберий задал ему те же вопросы и ответы Трасилла его взволновали, ибо тот искусно открыл ему, что он завладеет властью, а также все его будущее, Тиберий спросил его, может ли он прозреть свою собственную судьбу, что ему принесет данный год, данный день. Взглянув на расположение звезд и измерив расстояния между ними, тот сначала колеблется, потом пугается и чем больше всматривается в небо, тем сильнее и сильнее дрожит от растерянности и страха и наконец восклицает, что ему угрожает почти неотвратимая гибель. Тогда Тиберий, обняв его, поздравляет с тем, что он увидел надвигавшуюся на него опасность и все же останется невредимым, и, сочтя все сказанное им за оракул, удерживает его при себе как одного из своих ближайших друзей» (Тацит. Анналы, VI, 21).

Но что вошло в употребление еще больше, чем гадания, так это магия. Искусство гадания ограничивается тем, чтобы по некоторым знакам узнавать божественную волю и приговоры судьбы; гадатель предвидит будущее и возвещает его, но он не изменяет того, что должно быть. Маг же обладает такими секретами, которые принуждают повиноваться ему и природу, и богов. Он останавливает течение рек, заставляет луну покрываться облаками, а солнце — ускорять или замедлять свой ход. И что важнее всего, он воскрешает мертвых и советуется с ними.

Порча, заговоренное питье, насылание бессилия, разного рода чары — все это занимало видное место в верованиях Рима. И когда Калигулой (37—41) овладело нечто вроде помешательства, то это объяснили тем, что известная Цезония, на которой он женился после смерти своей сестры и любовницы Друзиллы, положила в любовный напиток особые травы. В этом все были настолько уверены, что когда император был убит, то вслед за ним умертвили и Цезонию, чтобы наказать ее за то, что своими чарами она наслала на государство величайшие бедствия.

Во времена Империи гонения на магов шли с возрастающим ожесточением, против них издавались все новые и новые постановления и законы. Очень часто обвинению в колдовстве подвергались знатные и в особенности богатые люди. Вероятно, не последнюю роль играл мотив: чем поживиться.

Особенным усердием в преследовании колдунов отличался Нерон (54—68). Ему везде чудились маги, в число которых попало и несколько известных философов. Вообще, внешность в определении признаков волшебного звания имела в то время большое значение. Так, например, мудрецы любили драпироваться в греческую тогу. И нередко при Нероне один вид этого одеяния приводил к тому, что его обладателя обвиняли в колдовстве. Именно из–за этого попал в тюрьму вавилонянин Мусоний, почти равнявшийся Аполлонию Тианскому в знаниях и могуществе, и он погиб бы в заключении, как надеялись его палачи, если бы не его крепкое здоровье.

В обход всем законам магия широко применялась в целях политического убийства. Так, когда Тиберий, тайно завидовавший Германику, приказал своему заместителю Кнею Пизону убить Германика, и когда Германик пал, пораженный смертельной болезнью, все это приписали действию магических чар. Тацит пишет: «Свирепую силу недуга усугубляла уверенность Германика в том, что он отравлен Пизоном; и действительно, в доме Германика не раз находили на полу и на стенах извлеченные из могил остатки человеческих трупов, начертанные на свинцовых табличках заговоры и заклятия и тут же — имя Германика, полуобгоревший прах, сочащийся гноем, и другие орудия ведовства, посредством которых, как считают, души людские препоручаются богам преисподней» (Тацит. Анналы, П, 69).

Кого только не подозревали в колдовстве. Марка Аврелия (161—180) обвиняли в том, что он заставил свою жену Фаустину выкупаться в крови любимого ею гладиатора. А против знаменитого автора «Метаморфоз» Апулея возбудили процесс, обвинив его в том, что он волшебством и чародейством вызвал к себе любовь Пудентиллы, богатой женщины пожилых лет, которая до этого была вдовою в течение 14 лет. По счастью, против Апулея не было составлено обвинения в государственной измене, и он смог оправдаться на основании свидетельских показаний.

Но свирепее и придирчивее всех императоров оказался Каракалла (198—217). При нем хватали и сажали в тюрьмы людей только за то, что они носили на шее амулеты, предохраняющие от болезней.

Казни, казни, казни… Со временем распятие на кресте было заменено сжиганием на костре. Это наследие античного мира перешло позже в христианскую Европу.

* * *

Эпоха античности дала миру высочайшие образцы философской мысли, выдающиеся произведения литературы, свод законов (римское право), который лег в основу современной юриспруденции, исторические трактаты, научные открытия и… новую мировую религию. Эпоха античности закончилась в VI веке вместе с распадом Римской империи. Христианство к этому времени имело уже 600–летнюю историю.


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
За это сообщение пользователю Ragnar Lodbrok "Спасибо" сказали:
Кроличья лапка
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 179 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 18  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  



Последние темы





Официальные каналы форума:

Наша страница в Vk

Наш канал Яндекс Дзен

Наш телеграм


Банеры

Яндекс.Метрика
cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB