Текущее время: 12 дек 2019, 01:39


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пять священных деревьев Ирландии
Новое сообщениеДобавлено: 15 сен 2017, 10:19 
 

Изображение


Пять священных деревьев Ирландии упоминаются во множестве старых литературных источников.
Существует легенда, что вскоре после того, как отхлынули с земель Эрин воды всемирного потопа, вечером Бельтейна, день нового начала, вышел из моря великан по имени Трефуйлнгид Треохайр, и ступил с западной стороны на земли Ирландии. Ростом он был по макушки деревьев, и нес он в руках огромную ветвь от волшебного дерева, на которой были листья разных деревьев, и разные плоды, и все они в тот майский день были еще незрелыми. Треохайр дал несколько плодов от этой ветви Финтану мак Бохре, Белому старцу, – единственному, кто пережил потоп на землях Ирландии, и Финтан посадил их, и выросли из тех плодов пять священных деревьев Ирландии – Биле Тортан, Эо Росса, Эо Мугна, Крэб Дейти и Биле Ушнег.

«Биле» тут означает одиноко стоящее древнее почитаемое дерево, «крэб» - ветвистое дерево, а «Эо» может переводиться и как «огромное священное дерево», и как «тис». Эо Мугну и Эо Россу Финтан посадил в Лейнстере, а остальные три дерева – в Миде (два в Таре и одно в Уснехе); Эо Мугна, одно из самых почитаемых деревьев, было дубом, Эо Росса – тисом, а Биле Тортан, Крэб Дейти и Биле Ушнег – ясенями.

Эти деревья связаны в равной степени с миром реальным и миром потусторонним (так же как, например, пять великих дорог, которые пересекают Ирландию в обоих мирах), служат ключами и вратами, - кроме вышеописанной легенды о происхождении пяти деревьев существует еще одна, о том, что пять священных деревьев появились в мире живых в ночь Самайна, из тумана, пришедшего из Аннуина.


Священные деревья в кельтском мире несли разные смысловые значения, - могли они рассматриваться и как мировое древо, точнее – как мировая ось (axis mundi), точка центра, вокруг которой движутся миры, они воспринимались как воплощение королей и героев, как хранители священных вод, как податели знания и вдохновения, стражи правосудия etc.
В легендах и поэмах падение пяти священных деревьев относится к VII веку – времени, когда на территории Ирландии сильно укрепились позиции ирландской церкви, и которое воспринимается как конец «золотого века» ирландских королей и святых, однако потерю великих деревьев оплакивают и короли, и святые и народ богини Дану.

© Shellir


Вернуться к началу
  
 Заголовок сообщения: Re: Пять священных деревьев Ирландии
Новое сообщениеДобавлено: 15 сен 2017, 10:22 
 

Изображение


Здесь хочу рассказать не о породах деревьев, особо почитаемых ирландцами, а о конкретных деревьях, росших когда-то на просторах острова. Деревьях, наделенных своими именами и судьбой. Я расскажу о Эо Мугна, Эо Росса, Биле Тортан, Биле Дати и Кроэв Ушниг. Эти деревья были частью сакральной традиции, их корни уходят глубоко в прошлое, а кроны подпирают небо.
Многие исследователи, упоминают в своих трудах эти деревья, при этом их связывают с общей идеей деления острова на пять областей Ирландии (Улад на севере, Мунстер на юге, Лейнстер на востоке, Коннахт на западе и Миде в центре), пять священных дорог, пять "приемных домов" и т.д. Таким образом появилось предположение, что каждое дерево росло в соответствующей части Ирландии. Но это не так, текстах диннхенхас* указывается местоположение деревьев, и два из них, ясени Биле Тортан, Биле Дати, росли в Таре, Кроев Ушниг рос Уснехе, а остальные два, дуб (или тис?) Эо Мугна и тис Эо Росса были посажены в Лейнстере.
Собственно, слово "bile" в древнеирландском языке обозначает "древнее почитаемое дерево", обычно имелось ввиду огромное дерево, одиноко стоящее в поле или на возвышенности. Значение слова "ео" - "огромное, священное дерево", но при этом идет уточнение, что это тис. "Craeb" - изначально означало "ветвь", но потом значение распространилось на очень ветвистое дерево.
Таким образом, это были огромные старые деревья, пользующиеся у ирландцев особым почетом и уважением, являясь воплощением Мирового Древа.
О появлении этих деревье повесвует несколько легенд. Среди них предание о том, что их посадил Финтан**. Так, на праздник Белтайн с запада на заходе солнца появилась огромная фигура, ростом по верхушки деревьев. Это был бог Трефуйлнгид Трееохайр (его имя можно перевести как "трехсильный тридержатель", и в руке он держал огромную ветвь с тремя видами плодов, на ней были орехи, яблоки и желуди.*** Когда, люди забеспокоились, как же им прокормить такого гиганта, тот ответил, что ему достаточно запаха(!) плодов с этой ветви, а человек, сьевший плод с нее не будет знать болезней, голода и жажды до конца жизни. Он дал Финтану несколько плодов, и тот посадил их. Из этих плодов и выросли Биле Тортан, Эо Мунга, Эо Роса, Краев Дати и Биле Ушниг (имена деревьев в легендах варьируются). Сам Финтан поселился под одним из них, и рассказывал людям о истории острова, но он пережил все эти деревья.
Другая легенда о появлении деревьев, рассказывает, что они появились из волшебного тумана в ночь рождения короля Конна "Ста Битв"****. До этого деревья росли в "ином мире" - мире Сидов, и лишь во время жизни Конна появились на земле. С его смертью, соответственно, деревья "ушли" обратно. Это предание связывает священные деревья с королевской властью вообще, считалось, что они были иннагурационными деревьями, т.е. участвовали в обряде коронации.
Последующая христианская традиция к деревьям относилась неоднозначно, их считают то языческими символами, то называют "детьми Райского Древа Жизни".
Сами деревья обладали рядом чудесных качеств. А именно, давали несколько урожаев в год (причем плоды были разные, помимо желудей, орехов и яблок упоминаются еще желтые ягоды и ароматные терновые плоды), исцеляли больных, поэтам давали вдохновение. Ясень из Ушнеха почитался как ось мира, пуповина Ирландии, он стоял в Уснехе, в том месте, куда сходились углы остальных четырех владений. Про Эо Мугна рассазывается, что оно видно с любого места в Ирландии, и это дерево "появилось из земли сквозь волну", т. е. пережило потоп.
Следующий свод легенд повествует о гибели деревьев. Вот как рассказывается о гибели Эо Мугна в поэме филида (поэта-мудреца) Ниннине "Маг Мугна":

Мугна, сын моей сестры леса, праздник,
Что сотворил Бог давным давно,
Дерево со множеством достоинств,
С тремя избранными плодами.

Желудь и темный узкий орех
И яблоко - это была славная пища -
посылал их Царь по праву
На него три раза в год,

Эо Мугна было большое дерево
Тридцать локтей в обхвате,
Заметное отовсюду,
Триста локтей - высота его.*****

Тогда прекрасное дерево упало,
Когда ветер сломал Биле Тортан.
Он делает скоротечным любое сражение,
Как вековечное старое дерево Мугна.

Итак Биле Тортан и Эо Мугна повалил ветер, о чем повествует Ниннине, который был свидетелем их падения. Надо отметить, что другие источники указывают, что "великий ветер" в 658 г. повалил Биле Тортан, Биле Дати и Биле Ушниг, а Эо Мугна повалил ....сам филид Ниннине. Он был христианиом, и тем самым доказывал силу божью (в смысле, раз он смог срубить священное дерево язычников, значит Бог есть). Имя ясеня Биле Дати связывают с именем друида Датена, именно его оно задавило при своей гибели. Падение этих четырех деревьев (всех кроме Эо Росса), сопровождалось самыми неблагоприятными знамениями. За этим в Ирландии в 658-665 г. последовали всяческие невзгоды и потрясения, что подтверждено археологическими изысканиями. В 664 г. в Ирландию пришла чума и свирепствовала по 668 г., и это тоже увязывали с гибелью священных деревьев. Падение последнего дерева, тиса Эо Росса, было спровоцировано подвижничеством Св. Лашрена и его учеников, т.е. они молились и постились под деревом, пока оно не рухнуло. Его древесина пошла, тем самым, на строительство церкви в Летглене.
Такова история появления и гибели пяти чудесных деревье Ирландии. Надо сказать, что с пришествием христианствя традиция почитания священных деревьев в Ирландии угасла. Но память об этом сохранилась во многих легендах и преданиях, включая жития святых.

________________

*диннхенхас - "Предания о старине мест" - сборники сказаний, где в стихотворных четверостишиях (или в более поздних пересказах - прозой) рассказывались легенды той или иной местности, о происхождениии ирландских названий и приметных местах. Среди них есть рассказы и о пяти священных деревьях.

** Финтан - "белый огонь" мудрец, хранитель памяти Ирландии. Он прибыл на остров вместе со спутниками Кессаир, и выжил во время потопа превратившись в лосося. Затем он долго жил в облике ястреба и орла, пока вновь не стал человеком.

*** напомню, что орехи в ирландской традиции символизировали поэтическое вдохновение, яблоки - молодость, бессмертие и мир Сидов, а желуди - изобилие, богатство и друидическое знание.

****король Конн - это ирландский вариант короля Артура, т.е. образ благородного праведного короля. Ночь его рождения вообще была богата на благоприятные знамения))).

*****похожие описания - тридцать локтей в обхвате, триста локтей высоты, сто воинов (со своими дружинами) усядутся в его тени, существуют для каждого дерева.



С http://herbalogya.ru


Вернуться к началу
  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Последние темы


Погадать с котэ..

VFL.RU - ваш фотохостинг
Чтобы получить совет у котэ, нажмите на него.

Мы в соц.сетях

Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB