Текущее время: 11 дек 2019, 14:03


Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Словарь чувств и эмоций
Новое сообщениеДобавлено: 05 июл 2018, 02:48 
 


Зарегистрирован: 28 янв 2018, 21:18
Сообщений: 136
Cпасибо сказано: 5
Спасибо получено:
7 раз в 6 сообщениях
Магическое направление:: руны и гадания
Очков репутации: 10

Добавить очки репутации
Словарь чувств и эмоций


Словарь чувств и эмоций


«Люди едят, когда им одиноко,
занимаются любовью, когда злятся,
выступают с трибуны, когда голодны.
Такое извращение связи
между ощущениями и поведением –
свидетельство отчуждения от самого себя»
(И. Польстер).


Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями.
Разграничение этих понятий и умение их различать позволяет определить
место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целена-
правленно с этим работать. Научившись, человек уже не спутает тревогу и
голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию.
Этот список можно продолжать до бесконечности.
Чувства превращаются в эмоции только когда человек предъявляет
их миру и людям. Если же из-за силы переживания или неумения замечать
свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осоз-
нать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств - одни эмоции»!

Ощущения – это информация о ситуации
во внешнем и своем внутреннем мире.

Чувства – как я к этому отношусь (моя оценка),
реакции и переживания.

Эмоции – как на это реагирую и что я этим выражаю
(мои реакции и оценки миру).


Изображение


Азарт – переживание ситуации как рискованной, когда достижение
желаемого результата является сомнительным, но, человек считает, что он
справится: либо достигнет желаемого, либо справится с последствиями неу-
спеха. Чем больше ощущения всемогущества, тем больше акцент смещается
с оценки последствий на обязательность успеха. В таких случаях восприятие
реальности может искажаться. Ситуация «патологического» азарта может
возникать, когда у человека есть незавершенные ситуации, связанные с пе-
реживанием бессилия.
Апатия (безразличие) – слово используется редко, чаще говорят о
безразличии или о том, что ничего не чувствуют. Надо иметь в виду, что ниче-
го не чувствовать довольно сложно. Иногда люди действительно способны
быть нейтральными к происходящему, но редко и недолго. Какое-то эмоцио-
нальное отношение всегда присутствует, скорее всего, человек этого просто
не замечает. Реже встречается истинное состояние безразличия или апатии,
когда человек замечает, что ему все безразлично, ничего не интересует, не
волнует и не радует.
Антипатия – негативное эмоциональное отношение к чему-то или
кому-то. Лучше стараться уточнить, какое именно негативное отношение
имеет место: презрение, отвращение, ненависть, злость, страх и т.д.
Беспокойство – не конкретно, указывает на отсутствие состояния
покоя. Часто это «беспокойство за кого-то или что-то», т.е. страх или тревога,
а также волнение, возбуждение, раздражение и т.п.
Бешенство – скорее, метафора, чем состояние. Обычно имеется в
виду сила переживания, его негативный характер и возможная неконтро-
лируемость. Может содержать в себе дополнительный оценочный характер
как негативный (сошел с ума, взбесился), так и позитивный (как берсерк или
как дикий зверь) с оттенком восхищения собственной силой. Какое именно
переживание скрывается за этим словом – злость, гнев, ярость, возмущение,
ненависть?
Бессилие – осознание того, что в данный момент я не могу что-то
сделать. Переживания варьируют в зависимости от того, насколько мне это
сделать надо и насколько я в состоянии принять то, что я это сделать не могу.
Если я могу принять свое бессилие в данной ситуации довольно спокойно,
то и переживаться будут соответственно что-то вроде легкого раздражения,
тревоги, грусти, сожаления или досады. Если принять данное бессилие мне
сложно, то переживаться будут более сильные чувства, например, ужас,
ярость или стыд.
Беспомощность – близко к переживанию бессилия и их часто сме-
шивают. Переживание беспомощности более сильное, оно означает, что я
осознаю ситуацию таковой, что: 1) ситуация для меня непереносима; 2) я сам
бессилен ее изменить; 3) мне либо не от кого ждать помощи (одиночество),
либо никто не в силах мне помочь, т.е. изменить ситуацию не в человеческих
силах. Часто сопровождают ужас, стыд, вина.
Безнадежность – бессилие, беспомощность и безнадежность – это
триада, характеризующая переживание непереносимой безвыходной си-
туации, с которой я не могу (не хочу) смириться и принять. При этом часто
переживания достигают степени душевной боли и трудно разделяются на
отдельные эмоции. Если при беспомощности я осознаю, что изменить ситуа-
цию не в человеческих силах, то при безнадежности я утрачиваю и надежду,
на то, что ситуация может измениться благодаря вмешательству Бога, случая
и т.п.
Бессмысленность – ощущение некоей пустоты, утраты, нехватки
чего-то важного в происходящем. Когда что-то, имеющее важность, внезап-
но либо исчезает, либо ситуация поля меняется так, что он перестает быть
нужным. Может сопровождаться раздражением, досадой, разочарованием,
грустью, печалью или даже тревогой и страхом.
Брошенность – сочетание переживаний отвержения, одиночества
и унижения, ненужности. Ощущение себя несамостоятельным, единым с
кем-то большим, чем я, которому я доверяюсь полностью, и существую бла-
годаря ему. Это то, что принято называть слиянием. Разрыв, который пере-
живается болезненно, сопровождаясь самыми разными чувствами: страхом,
стыдом, обидой, виной, злостью и т.п.
Беззащитность (незащищенность) – как и брошенность, без-
защитность у взрослых людей можно отнести к детским переживаниям.
Однако, у взрослых все не так просто. Переживание и проявление беззащит-
ности может иметь цели: 1) найти поддержку и получить опыт самозащиты;
2) получить поддержку и защиту, которая не была получена раньше; что-то
вроде «я не получил это тогда и буду повторять это до тех пор, пока кто-то
не возьмет на себя обязанность моей защиты; 3) выученным адаптивным
средством манипуляции, аналогичной тому, как субдоминантное животное
падает перед более сильным и подставляет ему шею для укуса («в этом мире
лучше показывать свою слабость и беззащитность, чем пытаться защищать-
ся и нарываться на неприятности»), выученная беспомощность.
Благодарность – удовольствие и радость от действий другого чело-
века, которые были сделаны специально для меня, спонтанно, по его жела-
нию и не в рамках существующих между нами договоренностях и взаимных
обязательств. Т.е. другой человек делает для меня что-то просто так, чтобы
меня порадовать. Моя ответная реакция - сообщение о том, что я хорошо от-
ношусь к нему, получил удовольствие от сделанного, и готов сделать сейчас
или в будущем что-то в ответ так же бескорыстно. Часто самого выражения
благодарности бывает достаточно, чтобы в отношениях между людьми вос-
становилось равновесие между «брать и давать». В других случаях требуется
регулярное поочередное совершение спонтанных действий, радующих
другого. В детстве значимые люди могут принуждать ребенка к благодар-
ности за их действия по отношению к нему, не учитывая, доставляют ли эти
действия удовольствие, не являются ли они для ребенка частью обязатель-
ного «пакета услуг», необходимого для полноценной жизни и способен ли
ребенок в этом возрасте испытывать благодарность.
Возбуждение – переживается как тотальная или локальная (напри-
мер, голод), совокупность телесных ощущений распирания, напряжения,
тепла, некоего внутреннего зуда. Может быть приятным или тягостным,
особенно, если не находит выхода в каких-то действиях. Запреты на пережи-
вание или проявление возбуждения может в результате подавления транс-
формировать возбуждение в тревогу. Может перейти в различные другие
состояния – удовлетворение, печаль.
Волнение – похоже на возбуждение, но при возбуждении источник
находится внутри организма, а при волнении в окружающем мире. Волне-
ние – это ожидание того, что что-то произойдет или может произойти. Если
это что-то скорее приятное, то волнение будет радостным (предвкушение).
Если ожидается что-то плохое, то волнение называют тревожным. Так же ча-
сто называют свое состояние волнением люди, которые на самом деле испы-
тывают возбуждение, или страх, но боятся или стыдятся в этом признаться.
Всемогущество – переживание себя в ситуации способным сделать
все, что захочется, или справиться с любым развитием ситуации, вероятность
успеха которой была сомнительной. Так же возможно развитие пережива-
ния всемогущества как противовеса бессилию. Последний вариант более
злокачественен и чаще приводит к существенному искажению восприятия
реальности.
Возмущение – переживание ситуации как: 1) созданной кем-то
другим; 2) неприятной, невозможной, недопустимой; 3) такой, которую из-
менить должен кто-то другой. Возмущение является посланием (попыткой
пристыдить, запугать, овиноватить) другому, что бы тот изменил ситуацию
или пообещал больше так не делать. Похоже на негодование или гнев.
Восхищение – эмоциональное отношение к человеку, который вы-
звал восторг. При этом, если отношение к себе далеко от хорошего и человек
рассматривается как в чем-то превосходящий меня, то переживание восхи-
щения обычно сочетается с той или иной степенью зависти.
Восторг – переживание удовольствия сверх ожидаемого. Удоволь-
ствие может быть любым, например, сексуальным, вкусовым, эстетическим.
Влюбленность – острое, довольно длительное переживание восхи-
щения другим человеком. Часто сопровождается желанием ответных чувств
любви или восхищения. Важно понимать, что постоянное восхищение не-
возможно ни вызывать, ни выдерживать. Для более длительных отношений
фоновые переживания стоит выбрать спокойнее. Кроме того, тотальное
восхищение невозможно без идеализации и предполагает возникновение
(часто аналогичного по силе) разочарования спустя некоторое время.
Вожделение – сильное сдерживаемое желание получения чего-ли-
бо, находящегося чаще в пределах досягаемости.
Вина – осознание того, что в результате моих действий мною нане-
сен некий ущерб (нарушена граница, договоренность) другому значимому
для меня человеку. Причем, нанесение этого ущерба не было моей задачей,
а получилось либо случайно, либо в результате достижения каких-то других
целей. При этом я испытываю сожаление о случившемся, и желание компен-
сировать нанесенный ущерб каким-то образом. Если же компенсировать по
каким-то причинам невозможно, то я испытываю еще и печаль и грусть по
этому поводу, а так же сочувствую и/или сопереживаю ему в его ущербе. Если
же этого по каким-то причинам недостаточно для сохранения отношений с
данным человеком, а он, например, предпочитает вместо компенсации или
в качестве компенсации, выразить мне свои чувства, гнева и возмущения
или мстить каким-либо еще образом, задевающим меня и обижающим, и я
не готов обратить эту обиду на него, то обида может оказаться повернутой
на себя. Такое переживание называют чувством вины. Трудно бывает, если
в детстве, было невозможно выражать другим любые агрессивные чувства
(возмущение, злость, обиду) или чувства вообще (страх, радость и т.п.). В этом
случае вина становится единственным доступным переживанием. Ребенок,
а затем и взрослый начинает себя чувствовать виноватым всегда и во всем,
что происходит с ним и окружающими.
Гнев – часто гневом называют просто сильную степень злости.
Однако, можно и попытаться определить его более точно. Гнев занимает
крайнюю степень в цепочке возмущение – негодование – гнев и отличается
просто степенью возмущения, вызванного поведением другого и неприя-
тием ситуации, в которой такое возможно. Возмущаясь, я говорю: «Что ты
делаешь! Да как же так можно!» Негодуя: «Ты не имеешь права! Так нельзя!
Прекрати немедленно!» Впадая в гнев, начинаю орать, кидаться предметами
или убегаю, хлопнув дверью. Можно смотреть видеозаписи того, как обезья-
ны отпугивают хищников, приближающихся к их территории, там все ясно
показано.
Гордость – сложное переживание. Она основана, с одной стороны,
на радости от совершения чего-то ценного, важного. С другой стороны,
для того, чтобы сделать это, пришлось «превзойти себя», т.е. сделать что-то
более трудное или сложное, чем раньше. Кроме того, гордость – это всегда
послание кому-то. Я горжусь совершенным перед кем-то, ожидая ответного
восхищения или похвалы. Гордиться чем-то наедине с собой невозможно.
Гордость может мешать жить, когда становится главным доступным источ-
ником положительных эмоций, тогда человек должен все время стремиться
«расти», добиваться, совершенствоваться, «не стоять на месте».
Горе – 1) Очень сильная печаль или скорбь. 2) Смесь чувств тревоги,
обиды, вины, злости, тоски, печали, которые то сочетаются, то сменяют друг
друга. Смешение сильных чувств, испытываемых при переживании горя,
может выливаться в ощущение душевной боли, особенно при сдерживании
слез.
Грусть – переживание завершения принятия того, что случилось
нежелательное событие. Мне хватает сил принять, что это так, что этого не
изменить сейчас, но это грустно.
Досада – злость, раздражение на факт случившегося. Не столько на
то, что случилось именно это, сколько на то, что оно вообще уже случилось и
теперь нельзя изменить, отменить и т.д.
Доверие – сложное и неоднозначное понятие. Оно источник мно-
гих конфликтов. Под доверием понимается, как минимум, два переживания:
тотальное доверие и фокальное. Тотальное доверие означает, что я доверяю
другому оправдывать все мои ожидания. И если он не оправдывает, какие-то
из них, то я так же тотально разочаровываюсь в нем. Такое доверие часто
называют наивностью и очевидно его сходство с ранними отношениями
ребенка и родителя. Фокальное доверие подразумевает, что конкретно я
ожидаю от другого, и в чем я ему доверяю. Многим довольно мучительно
приходится переходить от тотального доверия к определению того, в чем
именно он может ему доверять, на какие действия, реакции и выполнение
каких договоренностей он может рассчитывать. Доверие к себе – многие
говорят о том, что они не уверены в себе, не верят в себя, не доверяют себе.
Такие переживания основываются, на том, что их ожидания от себя не реа-
листичны и не выполнимы, например, всемогущество или всеведение. Вос-
становление доверия к себе заключается в формировании реалистичных
ожиданий и осознании собственных ограничений и возможностей.
Жалость – одно из наиболее спорных чувств. Многие считают его
негативным, стараются избегать жалеть других или принимать жалость
от них. Важно, является ли жалость одним из чувств, которые испытывают
к человеку или же это постоянный эмоциональный фон отношений с ним.
Жалость означает, что в данный момент я: 1) замечаю боль, страдание, исто-
щение, которое испытывает другой; 2) сопереживаю ему; 3) сочувствую - по-
нимаю, каково ему; 4) ощущаю себя сильнее, чем другой в данный момент, и
готов позаботиться о нем, выразить сочувствие, тепло, разделить с ним его
чувства и поддержать его в их выражении, позаботиться о нем, в том числе,
на какое то время взять на себя ответственность за то, чтобы он предпринял
какие-то действия по снятию с себя нагрузки, причиняющей ему боль (пере-
стал себя сдерживать, дал себе выспаться, отдохнуть, поесть), перестал вести
себя по отношению к себе безжалостно и беспощадно. В детстве привычка
все время жаловаться, когда испытываешь боль, в какой-то момент мешает
научиться переносить ее самому. Во взрослом состоянии привычка не жало-
ваться снижает способность адаптации к необходимой боли, препятствует
возможности жалеть себя и снижать требования к себе, а также уменьшает
возможности опоры на других.
Зависть – переживание ситуации, в которой я вижу, как кто-то об-
ладает чем-то, чего у меня нет, но чего бы мне хотелось или, как я считаю, у
меня должно быть. Может быть «белой» завистью, когда человек испытывает
радость за другого и легкую грусть о том, что у него «не так», или «черной»,
когда возможны сильные переживания стыда, вожделения, бессилия, злости
и ярости от того, что желаемое находится в поле зрения, но недоступно.
Злость – реакция на препятствия к удовлетворению своих потреб-
ностей. Усилия для устранения препятствия при этом оказываются оста-
новленным по разным причинам. Затруднен выбор оптимального способа
достижения цели с помощью устранения или обхода препятствия. При этом
источник активности находится внутри самого человека, в отличие от раз-
дражения.
Испуг – реакция на внезапное появление угрозы в непосредствен-
ной близости. Считается, что в зависимости от особенностей конституции
таких реакции может быть три: бегство, замирание и нападение. В процессе
воспитания естественная реакция может оказаться блокированной или
замененной на другую. Например, запрет на бегство или трусость может
приводить к формированию сильных, неадекватных агрессивных реакций.
Интерес – легкая степень любопытства. Иногда люди заменяют сло-
вом интерес как позитивные эмоции, например, симпатию или нежность,
так и негативные (раздражение, презрение или отвращение). Что-то чем-то
привлекает внимание, но пока еще нельзя сказать чем.
Любопытство – важная потребность человека, такая же как голод
или сексуальное желание. Потребность в новизне. В норме для человека
свойственно испытывать желание исследовать как физический окружающей
мир, так и психический мир людей. В раннем возрасте у детей такое иссле-
дование может приносить взрослым много хлопот (подвергать жизнь детей
опасности, мешать жизни взрослых, доставлять другой эмоциональный дис-
комфорт), поэтому часто проявления любопытства ограничивают или даже
вообще запрещают («Любопытной Варваре в Самаре нос оторвали»). Часто
любопытство ассоциируют чуть ли не с пороком или извращением. Неудов-
летворенное или блокированное любопытство переживается как скука.
Лень – ощущение внутреннего сопротивления при попытке заста-
вить себя сделать что-либо. Может проявляться в виде скуки, бессмыслен-
ности, отсутствия интереса или желания.
Любовь – устойчивая радость от того, что другой существует. Легче
поддерживается, когда другой находится рядом и испытывает аналогичные
чувства, однако, какое-то время может сохраняться при не слишком больших
расставаниях или недостаточной взаимности. Любовью не является радость
от того, что другой меня любит, или желание, чтобы он это делал. Хотя это,
конечно, может сопровождать любовь и это необходимо для ее длительного
поддержания. Не стоит путать любовь, влюбленность и любовную страсть.

Цила


Cпасибо сказано
Вернуться к началу
 Профиль  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Последние темы


Погадать с котэ..

VFL.RU - ваш фотохостинг
Чтобы получить совет у котэ, нажмите на него.

Мы в соц.сетях

Банеры

Яндекс.Метрика

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
GuildWarsAlliance Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Guild Wars™ is a trademark of NCsoft Corporation. All rights reserved.Весь материал защищен авторским правом.© Карма не дремлет.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB