Источники наших знаний о финикийской и угаритской мифологиях различны. О финикийских мифах мы знаем лишь то, что сообщают нам античные авторы, прежде всего Филон. В их пересказах оригинальная основа в той или иной степени искажена. Однако, сравнивая эти тексты между собой, с финикийскими надписями, археологическими материалами и письменными памятниками соседних народов, можно более или менее надежно восстановить мифологическую систему. Вероятность того, что будут найдены значительные финикийские тексты невелика - жители Финикии писали на папирусе, который плохо сохраняется в климате Передней Азии. В II-I в. до н.э. Филон из Библа опубликовал произведение "Финикийская история". Сам автор писал, что он лишь перевел на греческий язык труд мудреца Санхунйатона, жившего в Берите задолго до времени Филона.Санхунйатон якобы в точности записал рассказ некоего Иеромбаала - беритского жреца бога Йево. О Санхунйатоне упоминали и другие античные авторы, относя его деятельность к концу II тыс. до н.э. К сожалению, оригинальный текст Филона не дошел до наших дней, но христианский писатель IV в. Евсевий, пытаясь утвердить превосходство христиан над язычниками, привел обширные отрывки из "Финикийской истории" Филона. Совсем иначе обстоят дела с угаритской мифологией.В 1929 г. Клод Шеффер начал раскопки сирийского холма Рас эш-Шамра ("укропный мыс"), под которым обнаружил древний город Угарит. Самые ранние упоминания о нем встречались в египетских документах II тыс. до н.э. Были раскопаны два огромных царских дворца, поражавших современников своей роскошью, храмы богов Балу, Дагану и, возможно, Илу, дома, мастерские, некрополь. Был найден также архив XIV в. до н.э., включающий в себя магические и религиозные тексты, но нет сомнения в том, что содержащиеся в нем мифы возникли значительно раньше. Многие таблички сильно повреждены, текст часто неясен и потому требует особой тщательности при интерпретации. Тем не менее основные контуры мифов в достаточной мере выявлены, что делает возможным их довольно надежное описание. Содержащиеся в этих табличках легенды делятся на три группы. Первая, самая большая группа, повествует о деяниях бога Балу и его взаимоотношениях с другими членами пантеона. Вторая группа состоит из эпоса о Карату, царе Хубура. Возможно, поэма эта имеет историческую основу, подобно эпосу о Гильгамеше. Третья группа состоит из сказаний и легенд об Акхите, сыне Даниилу, другого легендарного ханаанейского царя. На табличках содержатся пометки, которые говорят о том, что эти тексты записаны неким Илимилку со слов верховного жреца Аттинпарлану, а сами таблички были подарены царем Никмадду храму бога Балу. Древний Угарит был разноплеменным городом, но в нем явно преобладали амореи - народ, родственный финикийцам. Поэтому религия угаритян и финикийцев близка, но не идентична. Они почитали большое количество богов, многие из которых были очень древнего происхождения и были общими для всех западных семитов. В обеих религиях считалось, что имя является неотъемлемой частью личности и знание имени позволяет получить власть над его обладателем. Поэтому упоминать подлинное имя бога запрещалось и вместо него использовались такие слова как "бог", "владыка", "господь". За долгую историю часто менялись религиозные представления и роли богов. Иногда воспринимались культы чужеземных божеств: египетские - Исида, Хатор; хурритские - Тешуб, Шаушка и др. Все это придавало местным пантеонам весьма запутанный вид.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения